ЧЕМ СТРАШНО «ВСЁ РАВНО»?

По материалам проповеди протоиерея Владимира Воробьёва, ректора Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Недавно мне пришлось говорить с молодым человеком примерно двадцати лет. Его привели ко мне верующие родители, которые воспитывали его в вере, но он веру потерял. Я спрашиваю его: «Как можно не верить в Бога? Абсурдно представлять, что Бога нет. Откуда тогда произошёл этот мир? Как без веры в Бога обосновать понятия добра и зла? Все наши представления о мире, о человечестве, о нравственности основываются на вере в Бога. Если в Бога не верить, то всё повисает в воздухе, лишается своего основания. Жизнь становится бессмысленной и неразумной».

Он мне отвечает: «Мне всё это неинтересно и безразлично».
– Что тебя интересует?

– Я люблю смотреть футбол и хорошую еду.

– Но кто-то ведь должен еду приготовить?

– Мне всё равно, лишь бы она была.

То есть у меня есть потребности, и я хочу удовлетворять их легко, больше меня ничего не волнует. Сколько я ни пытался ему объяснить – ты человек, не животное, ты не можешь отречься от своего сознания, – но поколебать его я не смог. Он так и остался на своей позиции «всё равно». Ему всё равно, есть ли добро или зло, есть ли у него отец и мать, радует он их или огорчает.

– Ты кого-нибудь любишь?

– Ну да. Маму люблю до некоторой степени. А в общем, всё равно.

Духовная деградация человека, которая происходит в наше время, на наших глазах, – самый страшный признак приближения конца времён. Когда человек доходит до такого «всё равно», он становится подобным животным, он теряет образ Божий, теряет облик человека. Трудно это страшное явление объяснить, здесь мы встречаемся с какой-то пустотой. Именно это и является причиной ухода из Церкви.

В интернете мы видим множество антицерковных выступлений, ругань в адрес Церкви и священнослужителей, подобно тому, как это было при советской власти в 30-40-е годы. На наших глазах возрождается беспардонная, циничная клевета и ругань. Это, конечно, начало гонений. Но молодёжь уходит из Церкви не поэтому. Она уходит, потому что ей всё равно. Эта ругань ей ничего не говорит, ей просто всё равно. У нашей молодежи умирает душа, они не могут любить, не могут верить, не испытывают потребности в этом. Христос Спаситель говорит: «…по причине умножения беззакония, во многих ослабеет любовь» (Мф. 24: 12). Именно это сейчас мы и видим – люди не умеют любить. Это проявляется во всём.

Люди в массе своей не стремятся к настоящей семейной жизни. Если кто-то и вступает в брак, то потом быстро разводится. Почему человек не может жить семейной жизнью? Потому что семейная жизнь основывается на жертвенной любви, на самоотвержении. Любовь имеет жертвенную природу, любить – это значит жертвовать собой. Современные люди этого делать не хотят и не умеют, нет у них любви друг к другу. Если нет любви, то жить семейной жизнью невозможно, потому что в ней можно жить, только совершая подвиг, только жертвуя собой, отдавая себя членам своей семьи. Современные люди не хотят иметь детей, потому что детей нужно не только родить в муках, но и воспитывать, заботиться о них. Родители должны свою жизнь отдавать детям, а если этого не будет, то воспитать детей они не смогут.

Современные люди используют все способы, чтобы детей у них не было. Это приводит к физическому вырождению целых наций, народов, и естественным образом к самоуничтожению. Если нет следующего поколения, то народ вымирает очень быстро. Мы видим, как это происходит сейчас и в Америке, и в Европе, и в России, и во многих других странах. Никакая пропаганда христианских ценностей, христианского мировоззрения не останавливает этот процесс, потому что в сердцах и душах людей сломалось что-то самое главное. Они разучились любить, разучились верить. Основ духовной жизни не стало у большинства людей. Это наводит на мысль, что такой мир простоит недолго.

Старец архимандрит Иоанн Крестьянкин как-то сказал: «Мы живём в период, когда меняется сам состав человека». В Библии рассказывается, как Господь взглянул на мир и увидел, что люди, которые этот мир населяют, стали просто плотью, а дух они потеряли. Тогда Господь решил, что их жизнь более не имеет смысла, и навёл потоп.

Нечто подобное происходит и в наше время – меняется состав человека, меняются основы его духовной жизни, человек теряет самое главное. Что же нам делать? Нам нужно помнить, что говорит Господь: «Не бойся, малое стадо…» (Лк. 12: 32). Господь всегда сохранял малый остаток. Когда пророк Илия взывал: «Я остался один, и моей души ищут», Господь отвечал: «Не бойся, я соблюл себе семь тысяч человек, которые не преклонили души свои пред Ваалом» (3 Книга Царств 19: 10, 18).

У Господа во все времена был малый остаток людей, которым Господь хотел дать Свое Царство. Заботой нашей должно быть одно – мы должны стараться остаться в этом малом стаде Христовом, несмотря на то, что происходит вокруг. Будут ли гонения, будут ли войны, страшные бедствия, нам нужно остаться со Христом, нам нужно быть верными Христу, не отойти от Его креста.

Нужно помнить, что признаком причастности к малому Христову стаду, являются не внешние факторы, не то, что мы часто ходим в храм, часто формально причащаемся, читаем духовную литературу, имеем духовное образование, помогаем в храме, трудимся в православном университете и т.п., а только лишь устроение нашего сердца. По тому, как устроено наше сердце, можно судить, кто мы, принадлежим ли мы к малому стаду Христову или нет. Христианское устроение сердца характеризуется исполнением тех заповедей, о которых говорит Господь: христиане – это нищие духом (смиренные), кроткие, это люди, которые имеют настоящую веру, имеют в сердце мир и любовь. Если мы будем так жить, тогда мы будем с Богом до конца, и нам нечего будет бояться. С Богом ничего не страшно. Если же мы будем иметь только вид христиан, а в душе у нас будет неизвестно что, тогда горе нам, никто нам не поможет, не останется даже последней надежды на спасение. Каждый из нас должен думать не столько об устройстве своей земной жизни, а об устройстве своей внутренней, сердечной жизни.

Духовные обстоятельства жизни становятся такими, что нормально жить в этом мире практически невозможно. И бороться с этим невозможно. Но мы являемся хозяевами жизни своего сердца. Каждый может изменить самого себя, каждый может свободно, добровольно и беспрепятственно прийти к Богу. Каждый может сделать так, чтобы сердце его было с Богом всегда и везде. Этому никто помешать не может, и это – наша главная задача, то, о чём мы должны всегда помнить, думать и молиться.

Подготовила Таисия Подмарёва