Истинное благородство

6 декабря – память святого благоверного великого князя Александра Невского (1263 г.)

Земная жизнь благоверного князя Александра Невского заставляет задуматься не только о роли нравственности в политике, что актуально для сегодняшнего времени, но и о том, как человек может послужить Богу в том звании, в котором он призван. Русские историки сходятся во мнении, что святой Александр Невский был счастлив в высшем, благороднейшем значении этого слова. При всех перенесённых им скорбях он имел чистую совесть и должен был испытывать радость чистой души от безупречно выполненного долга перед Богом, перед своим Отечеством и народом.

На подвигах князя лежит печать истинного величия: его отличала блестящая храбрость, соединённая с редким благоразумием. Он одинаково далёк был и от бесцельных порывов, ведущих иногда к громким, но малополезным поступкам, и от себялюбивых наклонностей, вызывающих неразборчивость в средствах к достижению целей.

Неуклонная правдивость и прямота души побудила его решительно, без колебаний отвергнуть всякий союз с Западом, что навсегда и бесповоротно определило характер нашей духовной самобытности. В то же время, безусловной покорностью обезоружив ордынских ханов и устранив их вмешательство в наши внутренние дела, он обеспечил в будущем независимость нашего государства в будущем.

Его покорность варварам была далека от раболепства. Он всегда умел поддержать и сохранить достоинство христианина и внушил к себе невольное уважение своих грубых повелителей: его прямота усыпляла самых подозрительных, покорность воле — гневливых, а природная ласковость в обращении с людьми любого ранга и происхождения всех располагала к благодушию.

«Дивный, озарённый лучами святости, образ истинно русского человека из глубины минувших веков встаёт перед нами в лице князя Александра: светлый практический ум, широта взгляда, могучая воля, беззаветная преданность своей Родине, искренность и задушевность чувств, благородство и великодушие, неизменно бодрое и трезвенное настроение духа, беспредельная любовь к Богу, — словом, все черты, которые мы замечаем на протяжении веков в лучших представителях нашей народности, мы встречаем в нашем национальном герое — Александре!» Протоиерей Михаил Хитров.

Святой князь использовал любую возможность для облегчения крестного жребия родной земли. В 1262 году во многих русских городах были перебиты сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали мести ордынцев. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. Русь была спасена, долг святого Александра перед Богом был выполнен, жизнь его была положена на служение Русской Церкви, но и силы были отданы все. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в Феодоровском монастыре, князь-подвижник предал свой дух Господу 27 ноября (н.ст.), завершив многотрудный жизненный путь.

На 6 декабря пришло время погребения великого князя во Владимире. Когда тело святого Александра было положено в раку, митрополит Кирилл и эконом Севастьян хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Но святой князь, как живой, сам простёр руку и взял грамоту из рук митрополита. Ужас объял всех присутствующих. Так прославил Бог Своего угодника, святого воина князя Александра.

С любовью о Господе,
протоиерей Николай Струков