Отечестволюбец

5 декабря исполняется 700 лет со дня преставления святого благоверного князя Михаила Тверского.

Дорогие братья и сёстры!

Среди князей XIII-XIV веков Михаил Ярославич, князь Тверской и великий князь Владимирский, несомненно, занимает особое место. В чём же причина?

Ярлык на великое княжение, а значит, на власть над всеми Северо-Восточными княжествами, Михаил получил от Орды в 1304 г., и следующие четырнадцать лет его дела и поступки определят ход русской истории.

Именно Михаил объединил Новгородское, Тверское и Владимирское княжества, тем самым создав условия для зарождения сопротивления Орде. Именно ему поручила Орда сбор дани с русских земель, что спасло  русские земли от разорений. Именно его первым назвал «великим князем всея Руси» константинопольский патриарх Нифонт. Это означало признание заслуг и силы князя на мировом уровне. С Михаила  началось и открытое сопротивление ордынцам.  В 1317 г. он  разгромил  объединённое войско московского князя Юрия Даниловича и темника Золотой Орды Кавгадыя, вторгшееся в пределы Тверского княжества.

Но даже тогда он оставался в первую очередь мудрым правителем. Понимая, что время для открытого противостояния татарскому ханству ещё не пришло, он принимает решение задобрить проигравшего Кавгадыя. А позже признаёт великим  князем московского правителя Юрия Даниловича. Так в очередной раз проявились не только недюжинные дипломатические способности Михаила Тверского, но и христианские качества: всепрощение, миролюбие и милосердие.

Объединение Руси под рукой набирающего силу тверского князя не могло остаться незамеченным в Золотой Орде. Преданный московским князем и оклеветанный, Михаил был вынужден приехать на суд хана Узбека.

Пренебрегая возможностью убежать вместе с семьёй, Михаил исполняет свой княжеский долг, ибо ставит выше своего блага благо народа:  в случае неповиновения русские земли ждало бы разорение.

В Орде князя оковали цепями и наложили ему на шею тяжёлую колодку. Михаил с удивительной твёрдостью терпел унижение и муку. Ещё на пути из Владимира он несколько раз приобщался Святых Таин, как бы готовясь к смерти. Теперь, видя неминуемую гибель, он проводил ночи в молитве и чтении псалмов. Княжеский отрок держал перед ним книгу и перевёртывал листы, ибо руки Михаила были связаны.
 
Верные слуги предлагали князю уйти тайно, но он отвечал: «Спасая себя, не спасу отечество. Да будет воля Божия!» Перед самым приходом злодеев он раскрыл Псалтирь на следующих словах: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». Душа его невольно содрогнулась…

Ворвавшиеся  злодеи повергли его на землю, мучили, били. Один из них, именем Романец, вонзил в него нож и вырезал сердце…

Князь Михаил был похоронен только через год в стенах Спасо-Преображенского собора в Твери – собора, в закладке которого он участвовал, будучи ребёнком.
Главное его дело: начало объединения разрозненных княжеств, возрождение Руси и борьба за независимость – было продолжено.

Заслуги князя высоко ценятся русскими людьми, вместе с Карамзиным называющими его «отечестволюбцем». На родине Михаила Ярославича, в Твери, ему установлен памятник как защитнику и хранителю своего народа и православной веры.

Святый благоверный княже Михаиле, моли Бога о нас!

С любовью о Господе,
протоиерей Николай Струков