Где начинается христианство? 21 октября – соборное празднование новомучеников Жуковских

21 октября – соборное празднование новомучеников Жуковских.

Дорогие братья и сёстры!

В день соборного празднования новомучеников Жуковских, пострадавших в годы лихолетья, мы не может не вспоминать о трагедии нашего народа, которая случилась в то время.

Вот что пишет об этом преподобный Макарий Оптинский: «Сердце обливается кровью о любезном нашем отечестве, России, нашей матушке, юное поколение питается не млеком учения Церкви, а каким-то иноземным, мутным, ядовитым заражается духом, и долго ли это продержится?»

То же творилось и в духовных школах. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «… революция вышла – можно вздрогнуть даже! – из семинарии». Выпускник Московской духовной академии митрополит Вениамин (Федченков), действительно святой человек, писал: «У нас, семинаристов, укоренилось убеждение, что если кто умный, тот неверующий… Мы, в сущности, были больше католическими семинаристами, фомистами (от имени Фомы Аквинского), а не православными». В первых рядах революционеров часто мы видели семинаристов. Когда инспектор нашей академии священномученик Иларион Троицкий читал лекцию о Церкви, один студент встал и сказал: «Спасибо, вы очень интересную лекцию прочитали, но вы не упомянули о революции. Что мы должны сейчас делать для революции? Как мы должны теперь спасать Россию?»

Когда митрополит Вениамин (Федченков) был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии, то по вступлении в должность решил сделать так, чтобы семинаристы не курили в спальне, потому что от табака к утру воздух был отвратительный. Но семинаристы устроили бунт.

Мы часто живём какими-то идиллиями. Но, оказывается, духовное состояние нашего народа к 1917 г. было плачевным. Народ знал обряды, обычаи, праздники, но не знал христианства. И поэтому, когда ему сказали, что попы – обманщики, что Бога нет, то очень многие поверили в это.
 

Преподобная Арсения (Себрякова), настоятельница Усть-Медведицкого монастыря, укоряла своих сестёр-монахинь: «Когда же вы станете христианками»? «Матушка, мы соблюдаем все правила, — удивлялись они, —  посещаем богослужение, исполняем все послушания, чего вы ещё хотите?» Она же отвечала: «Да разве вы не знаете, кто распял Христа? Те, которые всё скрупулёзно соблюдали… Христианство состоит разве во внешней стороне церковной жизни? Это должно быть следствием христианской жизни, а не показателем её». И она сильно сокрушалась об этом: «Где же борьба со страстями, где же «блаженны чистые сердцем», где же видение греха своего? Где же смирение?»

«Я всё делаю, как положено» – вот она, беда. Да, были отдельные святые люди, но общее состояние народа, увы, было вот таким. И оно породило несчастья. Но эти несчастья сделали многих исповедниками!

Вывод очевиден: необходимо знать православие, необходимо быть воцерковлённым не по внешности просто. «Сыне, дай мне сердце твое» (Притч. 23: 26), – говорит Господь. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его» (Мф. 11:12). Употребляющие усилия над чем? Над своей душой.

Терпеть не можешь какого-то человека? Улыбнись ему. Просят помощи те, которые отвратительны, – помоги. Видишь грешащего человека – помолись о нём, а не осуди. Вот где начинается христианство. Скорбь случилась – задумайся: «Господи, достойное по делам своим приемлю! Благодарю тебя, Господи».

Православие начинается там, где есть внутренняя борьба – с самим собой.

С любовью о Господе,
протоиерей Николай Струков