Какое покаяние спасительно

Дорогие братья и сёстры!

Наступают дни святой Четыредесятницы, когда каждый добрый христианин считает для себя непременным долгом принести Богу покаяние.

Мы грешим ежечасно и словом, и делом, и помышлением, и всеми чувствами.

Признавая себя грешниками, мы должны винить в грехопадениях себя, а не других. Никакие соблазны мира не могут вовлечь нас в грех, если не будет на то нашего произволения. А посему напрасно мы часто оправдываем свои неправильные поступки неподобающим образом жизни своих ближних.

Всего лучше осуждать во всём самих себя: «Если душа обвиняет себя перед Богом, Господь её возлюбит», – уверяет авва Пимен. Чем снискал себе благоволение Бога мытарь? Не самоосуждением ли?

Сокрушаясь о грехах, мы обезопасим себя от новых поползновений на те же грехи. Святой апостол Пётр в последующее за отречением от Господа время не мог равнодушно слышать полуночного пения петуха: тотчас вставал с постели и, проливая горькие слёзы, молил Господа не помянуть тяжкого греха его. Пребывая постоянно в таком настроении, он сохранил себя преданным и верным Христу до самой смерти.

Напротив, если человек «впадёт в какое-либо прегрешение и не будет печалиться по мере его, то легко опять впадёт в ту же сеть» (святой Марк Подвижник). Губит человека не великость, не множество грехов, но нераскаянное и ожесточённое сердце.

Однако, сокрушаясь о грехах, мы не должны предаваться скорби неумеренно, не должны доходить до отчаяния. Отчаяние есть сатанинское дело, которое может свести в самую пропасть зла. Сколько бы грехов ни было у нас и как бы велики они ни были, у Бога милосердия ещё больше.

Будем помнить об этом в спасительные дни Великого поста!

С любовью о Господе, протоиерей Николай Струков 

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №3 (207)