Церковь стоит на крови мучеников. Еще в первые века было замечено, что кровь мучеников – это семя христиан, ибо вера распространяется благодаря тем людям, которые настолько доверяют Богу, что готовы за Него отдать свою жизнь.
Кровь мучеников – это семя Церкви, и поэтому всегда самое великое, самое главное богослужение – Евхаристия совершалась на мощах святых. В первые века это были мощи новомучеников. И сейчас освящение Святых Даров совершается на антиминсе, специальном плате, в который вложены частицы мощей святых угодников Божиих. Господь по временам дает Церкви переживать те или иные испытания, гонения, чтобы золото в горниле очищалось от примеси, приобретало большую ценность, большую красоту, большую твердость.
Так и прошлый век явил миру сотни тысяч новомучеников и исповедников Российских. Многие из них явлены, гораздо больше остались в тайне. Недавно было замечено, что с появлением сведений о новом исповеднике, страдальце за веру, в нашей Церкви появляется новый храм – в Православном Свято-Тихоновском богословском университете существует кафедра изучения подвигов новомучеников и исповедников Российских, и заведующий этой кафедрой профессор Н.Е.Емельянов установил такую закономерность. В базе данных находится около 30 тысяч сведений об исповедниках, страдальцах за веру. Собственно, за последние 20 лет более 30 тысяч храмов было открыто в пределах нашего государства.
Надо подумать, почему Господь попустил такие лютые скорби и страдания. Ведь все происходит по промыслу Божию: волос с головы человека не падает без воли Отца Небесного. Почему? На примере целой страны Господь показал, что такое коммунизм, отступление от Бога, тоталитарный режим, строительство светлого будущего, рая на Земле – без Бога. Надо понимать, что, по-видимому, очень уж была затяжная и, наверное, смертельная болезнь, если Господь так жестко смирил русский народ десятилетиями лютых, совершенно безысходных гонений. Некуда было совершенно уйти человеку, который взял на себя бремя веры во Христа.
Так и в жизни каждого человека. Если мы видим тяжесть того или иного испытания, надо понимать, что у Бога не было, по-видимому, других лекарств, подходящих для этой духовной болезни. Как в истории апостола Петра. Когда на Тайной Вечере Господь Своим ученикам говорил: «В эту ночь Я буду взят от вас, и вы все рассеетесь, разбежитесь, вы все уйдете», Петр, по своей горячности и, наверное, по гордости, сказал: «Даже если все отрекутся, я не отрекусь, я жизнь свою положу за Тебя». Господь сказал ему: «Душу свою положишь? В эту ночь, прежде чем петух возгласит, ты трижды отречешься от меня». И все остальные ученики говорили, что они точно так же не отрекутся от Христа.
Господь предвидел, что будет с Его учеником Петром, но не уберег его от этого жуткого испытания смирением. И понятно, что когда Петр все-таки совершает предательство Христа, то он выходит вон горько плача. Заплакал, ибо он любил Христа всей своей горячей душой, всем своим сердцем. Но Петр не отчаялся, и когда на море Тивериадском он встретился со Христом, Господь его трижды спрашивал: «Любишь ли Меня паче сих?» (больше твоих друзей). Петр Ему говорил: «Господи, Ты знаешь все, Ты знаешь что я люблю Тебя». И Господь восстанавливает его в апостольском достоинстве, потому что покаяние Петра, его смирение, принятие им горького лекарства, уврачевало, наверное, самую страшную духовную болезнь. Гордыню.
Так и в жизни каждого человека – Господь пытается привести его ко спасению, к познанию духовной истины. А человек упирается, он сопротивляется воле Божией практически на всех путях. И поэтому еще святой мученик Уар сказал: «Милостив и человеколюбив Господь, Он не оставит тебя до тех пор, пока не сокрушит или сердца твоего, или костей твоих». А здесь надо понимать еще и такую последовательность: всякий тяжкий грех разрушает человеческую душу, отрывает её от Бога и Церкви. И совершенно не случайно, не на пустом месте вырабатывались каноны, то есть духовные законы, по которым живёт Церковь.
Ну, например, за обращение человека к экстрасенсам, к целителям или, в прошлом, к колдунам, всякого рода ворожеям он отлучался от Церкви, от святого Причастия на семь лет. За блуд – на пятнадцать. За убийство, аборт – на двадцать лет. Это было не формальное какое-то законодательство, было опытно замечено, что это необходимый период, который человек пребывал в состоянии кающегося. Он ходил в храм, допущен был до других таинств церковных, до покаяния, но святая евхаристия, святое причастие было на какое-то время для него недоступно: этот период был нужен для восстановления, для заживления ран, которые человек нанес самому себе теми или иными смертными грехами.
Понятно, что сейчас такие меры неприемлемы, поскольку люди крайне расслаблены, немощны и просто не понесут такой груз. Но нужно понимать, что такое понятие, как епитимья, духовное упражнение, всегда должно присутствовать. Потому что грех требует духовного уврачевания, и если человек добровольно, осознанно берет на себя подвиг покаяния и покаянного труда, например, милостыни, поклонов, определенных молитв, определенного настроя духовной жизни, то Господь в этом случае попускает такое промыслительное смирение.
Один священник принимал Исповедь у женщины с такими тяжкими грехами, что даже видавший виды пастырь был потрясен тяжестью состояния её души. И по окончании он сказал: «Я не могу вам дать никакой епитимьи, но я понимаю, что за такие грехи, наверное, Господь какую-то епитимью возложит. И вы должны к этому быть готовы. Или руку сломаете, или квартиру ограбят, или с работы выгонят, или еще что-нибудь в таком роде». На этом расстались. Проходит какое-то время, месяц-другой, женщина появляется и радостно говорит: «Батюшка, вы меня помните?» Он отвечает: «Что-то припоминаю…» Она говорит ему: «Вот вы говорили мне про Божественную епитимью, так все и получилось. Я и руку сломала, и с работы выгнали, и квартиру ограбили. И я это все принимаю, как из рук Божиих, потому что понимаю: все это делается для лечения моей души…».
Так и нашу страну Господь провел через жуткие испытания, прижигая язвы, которые не могли быть исцелены иначе. Будем помнить святых новомучеников и исповедников Российских – их подвигом, их верой Церковь выжила, сохранилась. Церковь передана нам, дорогие братья и сестры, но за нами придут наши дети и внуки, и нам нужно много потрудиться, чтобы передать живую веру, живую жизнь Православной Церкви последующим поколениям. За молитвы святых новомучеников и исповедников Российских да утвердит Господь Церковь Русскую!
Протоиерей Евгений Попиченко
Источник: http://days.pravoslavie.ru/doc/5.htm