Митрополит СЕРАФИМ (ЧИЧАГОВ)

Родился Леонид Михайлович Чичагов в 1856 годy, окончил Пажеский корпус, участвовал в русско- турецкой войне 1877—1878 гг , награжден русскими и иностранными орденами, автор военных, медицинских и иных книг, в 34 года — полковник.

С конца 70-х годов он — духовный сын о. Иоанна Кронштадтского. В 1891 году выходит в отставку, а в 1893-м становится священником. Вскоре он впервые едет в Дивеево, где вдруг слышит от блаженной Паши, хорошо знавшей Серафима Саровского: “Вот хорошо, что ты пришел: я давно тебя поджидаю. Преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил государю, что наступило время открытия его мощей и прославления”. На недоуменные вопросы Чичагова и уверения, что он никак не может что-либо “доложить” государю, она отвечала: “Я ничего не знаю, передаю только то, что мне повелел Преподобный”.

Так Серафим Саровский неожиданно вошел в жизнь Л. М. Чичагова. Он решает написать о нем книгу. Вновь едет в Дивеево, работает в архивах, записывает рассказы Паши и других людей, и в 1896 году выходит первое издание “Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря”, поднесенное государю и несомненно повлиявшее на решение о пpocлaвлeнии старца Серафима.

Митрополит Серафим вспоминал:“Когда… я просматривал корректуру, это было поздним вечером, внезапно увидел налево от себя преподобного Серафима сидящим в кресле. Я как-то инстинктивно к нему потянулся, припав к груди, и душу мою наполнило неизъяснимое блаженство. Когда я поднял голову, никого не было. Был ли это кратковременный сон или действтельно мне явился Преподобный, не берусь судить, но я понял, что Преподобный благодарил меня за исполнение его повеления.» Отцом Леонидом Чичаговым  был написан также акафист Серафиму Саровскому и краткое житие его.

В 1895 году о. Леонид овдовел и вскоре принял монашество с именем Серафим. С 1899 года он — архимандрит, настоятель суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. В 1903 году много занимается подготовкой к прославлению Серафима Саровского. В 1905 году становится епископом, а после Собора 1918 года — митрополитом. С 1928 по 1933 год — митрополит Ленинградский. Все силы он отдает укреплению Православия, возрождению приходов, устроению жизни Церкви.

Проповедовал он почти за каждым богослужением, призывая паству к укреплению веры, патриотизма, святости семейного очага. Занимался владыка Серафим и иконописью, много внимания уделял церковному пению. В московском храме во имя пророка Божия Илии (в Обыденном переулке) есть образ Спасителя в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, написанные им.
В последние годы он жил на покое под Москвой недалеко от станции Удельная. Во время болезни 81- летний Митрополит был арестован, и расстрелян на Бутовском полигоне 11 декабря 1937 года.

Наставление свмч. митр. Серафима Чичагова

Некоторые евангельские истины, по мнению светских людей, неисполнимы, хотя они и доступны человеческому разуму. К таким истинам надо отнести учение Христа о том, что для каждого дня нашей жизни довольно своей заботы и поэтому не следует заботиться о завтрашнем дне. Эта истина совершенно отвергается многими людьми, обремененными семьями, делами, службой или имуществом. Но странно, однако, что светские люди забывают при этом исторические факты и что нет такой евангельской истины, которая бы не оправдывалась в жизни христиан и не подтверждалась на примерах. 

Действительно, заботились ли святители, преподобные, безсребреники и многочисленные подвижники Русской земли об одежде, пище, о жилище, безопасности среди своих врагов? Искали ли власти, чести, средств к существованию? Нуждались ли в чем? Нет, они пользовались всем и сами помогали неимущим; заботились лишь о делах небесных, духовных, о благочестии и спасении души, решительно отрекались от дел мира и следовали слову Христа: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33). И многие другие прославились на весь мир своею жизнью, хотя были люди женатые, семейные и со средствами. Следовательно, подобная жизнь возможна всем христианам, и сомнения нашего светского разума есть клевета и хула на евангельскую истину.

Чем только не оправдываются светские люди! Будто бы Евангелие требует удаления в пустыню и отречения от мира!
О слепота духовная! Искание Царствия Божия не есть удаление в пустыню или совершенное отречение от мира. Такого требования не мог предъявить Господь, обличавший людей, что между ними много званных, но мало избранных. Удаление от мира для спасения своей души и для службы Богу – это одно, а искание Царствия Божия – другое.

Отречение возможно только по особому призыву Божиему. Человек не может по своему произволу отречься от мира, что подтверждается жизнью апостолов и других святых. Святитель Филарет Московский говорит: «Благо тому, кто сей дар обрел, с чистым расположением принял, хранит верно, употребляет деятельно! Это дар не для всех!»

Иное дело – искание Царствия Божия, оно учит достижению того, чтобы дела мирские и земные не препятствовали делу духовному и небесному. Поэтому Христос и сказал, что надо прежде всего искать Царствия Божия и правды Его, а потом уже заботиться о своих земных делах, которые по милосердию Божию сами приложатся, устроятся, когда человек исполнением Христовых заповедей докажет свою любовь к Богу и стремление спасти душу свою. Следовательно, искание Царствия Божия не препятствует заниматься делами земными, исполнением своих обязанностей по службе, в семье, приобретением познаний в науках и прославлением Отца Небесного в труде и благотворениях. Христианская жизнь требует только, чтобы впереди всех дел были поставлены заботы о душе и о будущей, вечной жизни.

Как искать Царствия Божия? Не плотию, не на земле и не делами мира ищется Царствие Божие, но духом, сердцем, мыслию в небесном пространстве, горячею молитвою у ног Спасителя и пред Преблагословенною Материю Божиею. Молитвы, возношения духом не могут мешать заботам о семье, о хлебе насущном, работе и изучению наук и искусств. Но чтобы сердце могло найти путь и достигнуть врат Царствия Божия, оно должно быть чисто, свободно от страстей. Такое очищенное, освященное сердце есть жилище Духа Святого, а потому Христос и сказал: Се бо Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Итак, искание Царствия Божия есть устроение в сердце своем жилища Святому Духу.

Ищите правды Его. Но что такое правда Царствия Божия? Это, конечно, истина во всем, всегда, везде! Каждое слово Евангелия есть величайшая правда, а потому желать усвоить себе слово Божие – значит искать правды.

Когда же ради Спасителя, вечной Истины, мы будем служить правде, существовать ею, обучать и воспитывать детей правдой, истинно любить и поддерживать любовь правдой, когда изгоним из сердца лицемерие, мечтание о земном счастии, величии, богатстве, ибо все это ложь и прах, то возможно ли допустить, чтобы правда Божия не воздала нам сторицею за все и не оправдала слов Христа: И сия вся приложатся вам!

Ищите же Царствия Божия, по слову Христа! Прежде славьте Бога, благодарите и испрашивайте наставления, а потом заботьтесь о своих желаниях и решениях! Прежде согрейте свои сердца любовию ко Господу и ближним, любовию деятельною и живою, а потом получайте власть над ближними и становитесь их руководителями! Прежде познайте свою немощь, готовность ежеминутно преступить заповеди, свое безсилие в борьбе со страстями, а потом делайтесь решителями судеб, блюстителями порядка и закона. Прежде верьте, надейтесь и любите, а потом называйтесь именем ученика Христова. Аминь.