Сегодня Святая Церковь празднует сразу два события: воскрешение праведного Лазаря и торжественный Вход Господа и Спасителя нашего в Иерусалим. Эти два события тесно связаны между собой. Святая Церковь в нынешний праздник поет: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…». Христово Воскресение и воскрешение Лазаря являются указанием на будущее всеобщее воскресение всех людей. Потому эти два события и воспоминаются за Богослужением.
Святая Церковь поет: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра…» (стихира на «Господи, воззвах»), — это очень утешительные для каждого из нас слова. Они говорят, что на это торжество, на этот праздник собрал нас Дух Святой для того, чтобы, взяв Крест Спасителя нашего и Господа, воспевать: «Благословен Грядый во Имя Господне, осанна в Вышних».
В нынешний праздник Святая Церковь готовит нас к тому, чтобы мы соответствующим образом провели Страстную седмицу. Послушайте еще раз эти глубокие слова церковного песнопения, которое пелось вчера за вечерним богослужением: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во Имя Господне, осанна в Вышних».
Отроки встречали Спасителя Господа при входе Его в Иерусалим с вайями, т.е. с ветвями финиковых пальм. Святая Церковь зовет нас к повторению этой торжественной хвалы. Но эти песнопения надо воспевать, не только держа в руках ветви вербы, но взяв Крест Господень.
Что это значит — взять Крест Господень? И как это можно сделать?
Всякий несет крест свой — хотя и нехотя, и крест большею частию не простой, а сложный, но не всякий смотрит на него чрез крест Христов, и поэтому не для всякого его крест является спасительным крестом. Наши кресты слагаются из скорбей и бед, и вообще из горькой участи земного пребывания; из борьбы с нашими страстями и похотями ради добродетели; из жертвенной любви к ближним.
Наши личные кресты в деле спасения столько же необходимы, сколько необходим крест Христов. И вы не найдете ни одного спасенного, который не был бы крестоносцем. Мы все со всех сторон обложены крестами, чтобы самим нам ничего не нужно было придумывать для нашего спасения. Можно сказать так: осмотрись около себя и в себе, усмотри крест свой, понеси его, как следует, и будешь спасен.
Зачем так устроил Господь, что на земле никого нет без горестей и тяготы? Затем, чтоб не забывал человек, что он изгнанник, и жил бы на земле не как родич на родной стороне, а как странник и пришлец на стране чужой, и искал возвращения в истинное отечество свое. Как только согрешил человек, тотчас изгнан из рая, и вне рая обложен скорбями и лишениями и всякого рода неудобствами, чтоб помнил, что он не на своем месте, а состоит под наказанием и заботился искать помилования и возвращения в своё прежнее достоинство.
Так, видя скорби, несчастия и слезы, не удивляйся и, терпя их, не досадуй.
Но зачем, – скажешь, – у меня крест больше, а у другого меньше? Зачем меня тяготят беды, а другому во всем почти счастье? Я раздираюсь от скорби, а другой утешается? Уж если общая это участь, всем бы без исключений и раздавать ее. – Да ведь так оно и происходит. Присмотрись и увидишь. Тебе сейчас тяжело, а другому вчера было, или завтра будет тяжело; ныне же ему отдохнуть позволяет Господь. Зачем смотришь на часы и дни? Смотри на всю жизнь, от начала до конца, и увидишь, что всем бывает тяжело, и очень тяжело. Найди, кто ликует целую жизнь?
Ну и потом…Тебе тяжело. Но разве это случайность беспричинная? Вспомни, что есть Господь, отечески о тебе пекущийся и глаз с тебя не спускающий. Если постигло тебя горе, то не иначе, как с Его согласия и воли. Никто, как Он послал его тебе. А Он очень точно знает, что, кому, когда и как послать; и когда посылает, делает это во благо, ради направления тебя на правильный путь. Так осмотрись, и увидишь благие о тебе намерения Божии в постигшей тебя скорби. Или грех какой хочет очистить Господь, или от греховного дела отвести, или избавить тебя меньшим горем от большего, или случай тебе дать – терпение и верность Господу показать, чтоб на тебе потом показать и славу милосердия Своего. Что-нибудь из этого обязательно тебе подойдёт. Отыщи же, что именно, и приложи это к своей ране, как пластырь, – и утолишь душевную боль. Если, впрочем, и не увидишь ясно, что именно хочет даровать тебе Бог чрез постигшее тебя горе, просто вспомни, что все от Господа, и что все, идущее от Господа есть во благо нам; и говори сам себе: так Богу угодно. Терпи! Кого наказует Он, тот у Него как сын! Постигли беда и горе. Уже несешь крест. Сделай же, чтоб несение креста твоего было во спасение, а не на пагубу.
На двух крестах, близ Спасителя, были распяты два разбойника. Один из них злоречил и хулил Господа; другой признал себя достойным казни за злодеяния свои, а Господа страдальцем невинным. Разбойника-хулителя грех богохульства, тягчайший всех прочих грехов, низвел во ад, усугубил там для него вечную муку. Разбойника, осуждавшего себя и признающего себя достойным казни Господь ввёл в рай. Одинаковые кресты у обоих разбойников! Но противоположные помышления, чувствования, слова были причиною совершенно разных последствий. И наши скорби и беды, если мы их принимаем терпеливо, без ропота, они служат нам к изменению нашей души в лучшую сторону, а значит — ко спасению. Говорится же в известной поговорке: «Господь терпел и нам велел». Поэтому если мы терпим, то исполняем то, что Он нам велел и, тем самым, показываем свою любовь к Нему. А если ропщем, возмущаемся, постоянно говорим «да за что мне всё это», то показываем своё недоверие и нелюбовь к Богу, и сами отвергаем своё спасение.
Поэтому возбуди благодарность, смирись под крепкую Божию руку, покайся, исправь жизнь. И такие помышления станут нитями, которыми наш крест будет связан с крестом Христовым и из него будут истекать спасительные для нас силы. Без терпения же и благодарности крест остается на нас и тяготит нас, а спасительности не имеет, будучи разъединен с крестом Христовым. Тогда мы являемся не спасаемыми крестоносцами, и не можем уже хвалиться о кресте Господа нашего Иисуса Христа, как это делал св. ап. Павел.
И тогда то, что мы стоим ныне с вербами (или с ваиями), обесценивается, потому что хороши ветви тогда, когда они в руках, а на плечах наших находится Крест Христов.
Накануне Страстной седмицы, когда почти ежедневно вспоминается Животворящий Крест Христов, Святая Церковь подготавливает нас к тому, чтобы мы Крест Христов взяли на себя и достойно несли. Только тогда мы должным образом сможем провести Страстную Седмицу и в радостном общении со Христом встретить Его Светлое Воскресение.
Событие Входа Господня во Иерусалим, о котором говорилось сегодня в Евангелии имеет, кроме исторического, еще и духовный смысл, а посему и нравственное значение для каждого современного христианина. В соответствии с духовным смыслом, Иерусалим означает душу человеческую, а вход Господень в Иерусалим означает вхождение Бога в душу.
Множество народа, в тесноте и давке радостно ожидающего и приветствующего Христа, символизирует собой благородные чувства и возвышенные мысли человека, радующегося пришествию Бога – своего Спасителя и Избавителя. Предводители толп народа, ненавидящие Христа и стремящиеся убить Его, олицетворяют собой низменные желания и приземленные мысли, которые берут верх над благородной природой человеческой и угнетают ее. Теперь эта низменная природа людская восстает против вхождения в душу Бога, ибо воцарение Бога в душе непременно уничтожит ее.
Храм Иерусалимский символизирует собой святое святых человеческой души, то сокровенное место, где Дух Святой и у самого большого грешника имеет крохотный приют. Однако земные страсти и туда проникли, и низменная природа людская и его употребила для своих дурных целей.
Христос исцеляет лишь тех болящих, что припадают к Нему с верой, а это означает, что некоторые порывы души, хотя и болящей, жаждут единения с Богом и стремятся к Нему – единственному в мире Врачу. Пророчество Христа о гибели Иерусалима символизирует гибель всякой души, которая Бога отвергает, унижает и извергает из себя.
Никто на этом свете не счастлив кроме того, кто широко открыл врата своего духовного Иерусалима – своей души – и принял Бога в себя. Никто не умирает вечной смертью кроме того, в ком умер Бог. Безбожник чувствует себя до отчаяния одиноким. Общество не прогоняет его одиночество, но усугубляет его. А тот, кто вместил Бога в душе своей, тот и в пустыне не чувствует одиночества.
Статья подготовлена Олегом Мухиным на основе поучений свт. Феофана Затворника и свт. Игнатия Брянчанинова.