3 сентября — день смерти великого русского писателя И.С. Тургенева. 9 ноября — день его рождения.
Иван Сергеевич Тургенев стал первым русским писателем, получившим мировую известность. Его творчество открыло «окно в Европу» всей русской литературе, которая стала восприниматься западным читателем во всем её национальном своеобразии. Но стало это возможным только потому, что с детства Тургенев, как сказал И.А. Гончаров, «пропитался любовью к родной почве своих полей, лесов» и «сохранил в душе образ страданий населяющего их люда».
Прочитав «Записки охотника», Гончаров во время своего кругосветного путешествия, у берегов Китая, – за тысячи вёрст от России – ощутил её дух, её живое присутствие – а посему написал: «заходили передо мной эти русские люди, запестрели берёзовые рощи, нивы, поля…»
Картины Родины в «Записках охотника» являются настолько одухотворёнными, что в них отчётливо ощущается Божье всеприсутствие. Так через русский пейзаж Тургенев раскрыл образ Родины — богохранимой земли русской.
В своих «Записках охотника» автор показал, что именно духовное содержание – основа человеческой личности. Герои «Записок» – русские православные люди. И все они, прежде всего, искатели и носители истины — Божьей правды.
Глубокое впечатление произвели «Записки охотника» и на земляка Тургенева – Н.С. Лескова, заслуженно признанного величайшим христианином среди русских писателей. Прочитав этот тургеневский цикл, он испытал настоящее нравственно-психологическое потрясение: «…весь задрожал от правды представлений и сразу понял, что называется искусством».
Друг и поэт И.С. Тургенева Я.П. Полонский говорил: «И один рассказ его “Живые мощи”, если б он даже ничего иного не написал, подсказывает мне, что так понимать русскую честную верующую душу и так всё это выразить мог только великий писатель».
Именно «Живые мощи» Тургенева позволили французскому писателю и философу Ипполиту Тэну осознать духовное величие русской литературы по сравнению с литературным наследием других стран: «Какой урок для нас и какая свежесть, какая глубина, какая чистота! Как это делает явным для нас, что наши источники иссякли! Мраморные каменоломни, где нет ничего, кроме лужиц стоячей воды, а рядом неиссякаемый полноводный родник».
«Торжество бессмертного в тленном», – так определил суть тургеневского рассказа «Живые мощи» архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). По его справедливому суждению, Тургенев «не только выразил жизнь в её последней тайне, он открыл человеческую бессмертную душу, не зависящую в своей глубине ни от чего внешнего, ни от каких материальных или экономических условий».
Преданность Божьей воле как замечательную особенность русского народа Тургенев проникновенно рисует и в рассказе «Смерть» . То, как умеет умирать русский православный человек, является предметом уважительного удивления писателя и в очередной раз подтверждает его мысль о русском народе «как самом удивительном народе на свете».
Неслучайно поэтому Жорж Санд так писала Тургеневу: «Вы – реалист, умеющий всё видеть, поэт, чтобы всё украсить, и великое сердце, чтобы всех пожалеть и всё понять».
Так можно ли нам, русским, забыть книги этого великого сердца?
Елена Добронравова
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №12(177)