Великий сын России

3 октября — день рождения выдающегося русского писателя Ивана Сергеевича Шмелёва. Всё творчество Ивана Шмелёва пронизано любовью к Православию и своему народу. Именно эти две основы, заложенные в детстве, собственно, и сформировали его мировоззрение на всю жизнь.   

Иван Сергеевич родился в известной московской купеческой семье, которая была глубоко патриархальной. Когда Шмелёву было семь лет, умер его отец — человек, игравший главную роль в жизни маленького Ивана, о детстве которого мы все имеем самое ясное представление по «Лету Господню» и «Богомолью».                               

В гимназические и студенческие годы Шмелёв отошел от Церкви, увлекаясь модными позитивистскими учениями. «Я питал ненасытную жажду «знать», — пишет он о себе. — И я многое узнавал, и это знание уводило меня от самого важного знания — от источника Знания, от Церкви».

Новый поворот в его жизни был связан с женитьбой и со свадебным путешествием. Благодаря набожности его жены Ольги Александровны, он вспомнил свою детскую искреннюю веру, вернулся к ней уже на осознанном, взрослом уровне, за что всю жизнь был признателен супруге.

Перед отъездом в свадебное путешествие Шмелёв с женой направились в Троице-Сергиеву Лавру — получить благословение у старца Варнавы Гефсиманского. Преподобный Варнава провидел будущий писательский труд Ивана Сергеевича, сказав ему: «превознесёшься своим талантом».

Свадебное путешествие на Валаам стало толчком к возвращению Шмелёва к церковной жизни. Позже, уже в эмиграции, в 30-х годах, он отразит свои впечатления от этой поездки в произведении «Старый Валаам».

В кругу литераторов Иван Сергеевич быстро стал человеком авторитетным, с мнением которого считались и самые привередливые критики. До 1917 года Шмелёвым было опубликовано огромное количество рассказов и повесть «Человек из ресторана», принесшая ему мировую известность.                                                                      

Самые трагические события в жизни писателя связаны с революцией 1917 года: смерть горячо любимого сына Сергея и вынужденная эмиграция.

В Париже, в годы эмиграции, Шмелёв публиковался во многих эмигрантских изданиях. Активно сотрудничал с журналом «Русский колокол», издаваемым Иваном Ильиным. Поддержка и помощь Ильина были очень значительны для Шмелёва.

Поразительно, что в столь тяжёлое для писателя время, наполненное горечью и нищетой эмиграции, потерей сына, болью о любимой России, создаются такие светлые, наполненные радостью произведения, как «Лето Господне» и «Богомолье».

«Лето Господне», по сути, является энциклопедией жизни православного человека — не только и не столько обрядов или быта, сколько веры и чувств. Русский философ И.Ильин недаром писал: «»Лето Господне» — благоухает навек. Не забудется, пока Россия будет».

Чтобы полнее проникнуться атмосферой монастырской жизни, 24 июня 1950 г. Шмелёв переехал в обитель Покрова Пресвятой Богородицы в Бюсси-ан-Отт. В тот же день сердечный приступ оборвал его жизнь.

За несколько лет до кончины он составил духовное завещание, в котором отдельным пунктом выразил свою последнюю волю: «Прошу, когда это станет возможным, перевезти мой прах и прах моей жены в Москву».

В апреле 2000 г. племянник Шмелёва Ив Жантийом-Кутырин передал Российскому фонду культуры архив Ивана Шмелёва; таким образом, на Родине оказались рукописи, письма и библиотека писателя.

В мае же 2001 г. с благословения Святейшего Патриарха Алексия II прах Шмелёва и его жены был перенесён в Россию, в некрополь Донского монастыря в Москве, где сохранилось семейное захоронение Шмелёвых. Гроб Шмелёва из храма несли к могиле на своих плечах священники. Один из них был отец Александр Шмелёв, внучатый племянник писателя.

Во время погребения к могиле протиснулся мужчина, который передал целлофановый пакетик с землей: «Можно высыпать в могилу Шмелёва. Это из Крыма, с могилы его сына — убиенного воина Сергия. Полторы недели назад найдено захоронение 18 убиенных белых офицеров в 1918 году». 
Так вернулся на Родину великий сын России…

Елена Добронравова

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №11(176)