Посвящается началу нового учебного года.
Сегодня очень важно иметь хорошее образование, ведь мир становится таким, что без знаний человеку, даже не занимающемуся наукой, очень трудно правильно устроить свою жизнь: слишком много информации, которую нужно уметь воспринимать, разумно использовать, отсеивать ненужное.
Такую способность человеку даёт образование.Но есть и ещё нечто важное, даже самое важное.
Человек может быть образованным, и при этом – неудачником в жизни. Человек может быть образованным, и вместе с тем – преступником. Человек может быть образованным – и не иметь ни друзей, ни тех, кого он любит, ни тех, кто его любит. А это означает, что образование не является синонимом счастья.
Чтобы быть счастливым, нужно образовывать не только свой ум, но и свою душу, своё сердце. Для того чтобы быть счастливым, нужно уметь делать счастливыми других. А сделать счастливым другого может только добрый человек –человек, который способен другому отдавать часть того, что имеет сам:время, внимание, силы, материальныеблага… То есть тот, кто умеет жертвовать собой. Об этом в первую очередь должны помнить мы, родители, потому что прежде всего мы задаём направление вектора, по которому выстраивается образовательная деятельность наших детей.
Мы все сейчас живём в страшной суете и, стараясь дать своим детям хорошее образование, проводим зачастую учебные дни в беготне с одного занятия на другое, до ночи делаем уроки: школа, музыка, спорт, рисование… Вроде бы всё надо, всё интересно.Но слишком большая загруженность ребёнка вредна, как и праздность.
Дело в том, что у ребёнка непременно должно остаться время, чтобы просто ПОБЫТЬ ВМЕСТЕ с родителями, поговорить, посидеть, чем-то поделиться, что-то обсудить – и не на бегу, а в спокойной обстановке. А как полезна традиция семейного чтения! Когда мама собирает детей и читает им, обсуждая смысл прочитанного, задаёт вопросы и выслушивает мнения детей. А как важно участие детей в домашнем труде, в оказании помощи бабушкам и дедушкам, в заботе друг о друге! Где ж на это найти время, когда столько занятий? Вот и получается, что воспитание как таковое вытесняется учёбой и занятиями в секциях и кружках.
Каков же результат этой гонки? Наши дети далеко не всегда умеют дружить, помогать, жалеть, прощать, уважать, терпеть, трудиться, рассуждать, быть чуткими. Этот список можно ещё долго продолжать. Какие же тогда у них шансы стать счастливыми?!
Православная вера учит нас быть добрыми людьми. И не просто учит – она даёт нам рекомендации, рецепты, следуя которым, мы действительно можем стать добрыми, а значит, и счастливыми. Давайте задумаемся об этом в наступающем новом учебном году и постараемся найти желанную«золотую» середину.
Анастасия Мухина
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №9 (213)
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил, что христиане первых веков с самого раннего детства приучали детей к молитве, храму, посту и церковным Таинствам. Посильное исполнение поста, говорил святитель, даст ребёнку драгоценное сокровище на всю жизнь – навык воздержания. Владея таким навыком, христианин сможет в любой ситуации, подвергаясь дурным влияниям окружающих и испытывая душевредные впечатления мира сего, сознательно противостоять греху.
Когда первые христиане учили своих детей, то заботились не только об общем образовании, об обучении музыке, искусствам. Научая детей своих, они руководствовались глубоким, святым правилом: того почитали несчастным, кто знает всё и не знает Бога, того блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого.
Святитель подчёркивал, что дети воспитываются прежде всего примером своих родителей. Всякое словесное поучение, всякое искусство педагогическое – ничто, пустота по сравнению с тем примером, которые видят дети в своих родителях.
Нужно, говорил он, беречь детей от всего, что нечисто, дурно. От чтения нецеломудренных романов, от пустых зрелищ и развлечений. Таким образом, важнейшей задачей родителей является приучение детей к тихому и трудовому домашнему житию.