1 апреля — день рождения Николая Васильевича Гоголя (1809-1852).
Будьте не мёртвые, а живые души.
Нет другой двери, кроме
указанной Иисусом Христом…
Н.В. Гоголь (предсмертные записи).
Большинству читателей Гоголь известен исключительно как беллетрист, автор прославленных повестей и пьес, блистательный сатирик и обличитель общественных пороков. Подобный взгляд на литературное наследие Гоголя значительно искажает полноту смысла его творчества. В русской художественной литературе Николай Васильевич Гоголь был первым последовательно православным автором, который не только силою таланта, но и образом жизни свидетельствовал о стержневой роли Евангельского слова и Святой Церкви в судьбе каждого. Эти мысли Гоголя хорошо высказаны в его письмах и публицистических работах.
«Выбранные места из переписки с друзьями».
Духовное стремление Гоголя со временем всё более проникается учением Церкви. Он приходит к выводу, его ужаснувшему: просвещённое русское общество истинного Православия не знает – как не знал его совсем недавно и сам он. У Гоголя возникает задача: пробудить в ближних потребность постижения православных истин. Так появляются «Выбранные места из переписки с друзьями» – прямая попытка осмыслить жизнь через Православие.
Однако общество отвергло «Выбранные места…». Лишь немногие поняли значение этой книги.
Вот что пишет об этом старец Варсонофий Оптинский: «Наш великий писатель Гоголь переродился духовно под влиянием бесед со старцем Макарием… Великий произошёл в нём перелом. Как натура цельная, не разорванная, он не был способен на компромисс. Поняв, что нельзя жить так, как он жил раньше, он без оглядки повернул ко Христу… Из Рима и святых мест, которые он посетил, он писал друзьям своим, и письма эти составили целую книгу, за которую современники осудили его. Гоголь ещё не начал жить во Христе, он только пожелал этой жизни, и уже мир, враждебный Христу, воздвиг гонение против него и вынес ему жестокий приговор, признав его полусумасшедшим».
Для Гоголя такая реакция со стороны его друзей и соотечественников была тяжёлым ударом.
Благосклонно отозвались о «Выбранных местах…» святители Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Борисов). Безоговорочно поддержал Гоголя архимандрит Феодор (Бухарев). Митрополит Филарет отметил, что хотя Гоголь во многом и заблуждается, но надо радоваться его христианскому направлению.
Привлекает внимание суждение святителя Игнатия (Брянчанинова). Важнейшая мысль святителя о книге Гоголя такова: «Виден человек, обратившийся к Богу с горячностию сердца. Но для религии этого мало… Применив сии основания к книге Гоголя, можно сказать, что она издаёт из себя и свет, и тьму. Религиозные его понятия не определены, движутся по направлению сердечного вдохновения, неясного, безотчётливого, душевного, а не духовного».
Но всё же свет «Выбранных мест…» одолевает тьму! Как отметил богослов и литературовед Михаил Дунаев, Гоголь создал поистине великую книгу, какою может гордиться русская литература. В своём труде автор далеко превзошёл многие и многие умы, ему современные, в попытке решения острейших вопросов русского
бытия. Да, труд Гоголя может обнаружить многие несовершенства рядом с творениями великих Отцов Церкви, но в сопоставлении со Святыми Отцами – а этой
мерою, несомненно, и пользовался святитель Игнатий (Брянчанинов) – кто неуязвим?
«…почти сам не ведая как, я пришёл
ко Христу, увидевши, что в Нём ключ к
душе человека… Церковь одна в
силах разрешить все узлы,
недоумения и вопросы наши…»
Н.В. Гоголь «Авторская исповедь».
«Размышления о Божественной Литургии».
Ради «Размышлений о Божественной Литургии», которые остались незавершёнными и увидели свет после смерти Гоголя, он специально изучал греческий язык. В работе над книгой Гоголь использовал труды по литургике древних и современных авторов. В книге воплощён и личный опыт Гоголя, его стремление к постижению литургического слова.
Как некий итог этих размышлений звучат слова автора: «Для всякого, кто только хочет идти вперёд и становиться лучше, необходимо частое, сколько можно, посещенье Божественной Литургии и внимательное слушанье: она нечувствительно строит и создаёт человека».
Елена Добронравова
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №4(182)