18 марта отмечается день выхода первого человека в космос.
Первым человеком, покинувшим космический корабль и ступившим в открытый космос, был советский космонавт Алексей Архипович Леонов. Успех его полёта был признан во всём мире.
Кроме изучения реакции человека на космическое пространство при выходе в космос, в этом полёте были получены важные данные о прочности, герметичности и эффективности системы жизнеобеспечения космического скафандра.
Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 г. в сибирской деревне Листвянка Кемеровской области, в многодетной семье шахтёра, где он был восьмым ребёнком. После окончания средней школы он поступил в Чугуевское авиационное училище. Потом служил в строевых частях ВВС, а в 1960 г. был зачислен в первый отряд советских космонавтов.
18-19 марта 1965 г. А.А. Леонов совместно с П.И. Беляевым совершил полёт в космос на космическом корабле «Восход-2». Этот полёт был абсолютно новым шагом в освоении космоса. В ходе этого полёта Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Пробыв в космосе 12 минут, он продвинулся на 5,5 м от поверхности корабля – так далеко, как только ему позволил трос, соединяющий его с кораблём. Для этого потребовалась громадная физическая нагрузка.
Во время выхода Алексей Леонов проявил исключительное мужество, особенно внештатной ситуации, когда раздувшийся космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Времени на переговоры с Землёй не было, и поэтому космонавт был вынужден принимать решения сам на месте.
«На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км, – вспоминал Леонов. – В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре – около 600 мм, а снаружи – 10-9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни ребра жёсткости, ни плотная ткань. Я, конечно, предполагал, что это случится, но не думал, что настолько сильно. Я затянул все ремни, но скафандр так раздулся, что руки вышли из перчаток, когда я брался за поручни, а ноги – из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Возникла критическая ситуация, а советоваться с Землёй было некогда. Пока бы я им доложил… пока бы они совещались… И кто бы взял на себя ответственность?.. И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот – и всё… гибель. Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно. После того, как я перешёл на второй режим, всё «село» на свои места».
Нарушая инструкцию, Леонов пошёл в шлюз не ногами, а головой вперёд и протиснул себя вперёд. Потом закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль всё равно нужно было ногами. Поэтому Леонову пришлось разворачиваться, но в каких условиях! Внутренний диаметр шлюза составлял 1 метр, а ширина скафандра в плечах – 68 см. Вот здесь была самая большая нагрузка, пульс космонавта дошёл до 190! Но Леонову всё же удалось перевернуться и войти в корабль. Однако у него был сильнейший тепловой удар. «Вытираю перчаткой глаза, – рассказывал Леонов, – а вытереть не удаётся, как будто на голову кто-то льёт…».
В условиях открытого космоса Алексей Леонов пробыл 20 минут, из них 12 минут – вне кабины корабля.
Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В истории нашей космонавтики впервые была применена система ручного управления, и это был первый случай приземления в «незаданный» район, который на самом деле являлся глухой пермской тайгой.
Приключения космические кончились – начались приключения земные. Огромный купол парашюта застрял на двух высоких елях. Снегу было по пояс, и спасатели пробиться к ним не могли. С вертолёта сбросили им тёплые куртки, топор, продовольствие… Выбросили десант и принялись вырубать лес под посадочную площадку для вертолёта. Космонавты на лыжах дошли до посадочной площадки, где их эвакуировали спустя двое суток.
За успешное осуществление полёта и проявленное приэтом мужество и героизм подполковнику А.А. Леонову было присвоено звание Героя Советского Союза.
С 1970 по 1991 г. Алексей Леонов трудился на посту заместителя начальника Центра подготовки космонавтов. Ему принадлежат четыре изобретения и более 10 научных трудов. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны.
В настоящее время Леонов является советником первого заместителя председателя совета директоров «Альфа-банка» и занимается благотворительностью (программа «Линия жизни» – помощь детям с кардиозаболеваниями). Алексей Архипович увлекается живописью, написал около 200 картин. В 1965 г. был принят в Союз художников СССР, а с 2004 г. является почётным членом Российской академии художеств.
Надежда Бычкова
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №3 (194)