Навек преданный Христу

5 декабря – день рождения русского поэта-философа Ф.И. Тютчева.

Христианским, православным миропониманием наполнено всё творчество Федора Ивановича Тютчева. Его отношение к России, к родному русскому народу было глубоко личным и трепетным. Это тем более удивительно, что поэт сформировался как личность вдали от России, от русского слова – в Германии, где о Православии знали лишь понаслышке, а о России судили скорее предвзято, настороженно, а то и с пренебрежением и даже враждебностью.

Когда Тютчеву было 18 лет, судьба забрасывает его на 22 года в Западную Европу. Он возвращается в Россию, когда ему шёл уже пятый десяток.

Каким же непостижимым откровением внутреннего духа далась ему та чистая русская, сладкозвучная мерная речь, которой мы наслаждаемся в его поэзии? Каким образом там, в иноземной среде, мог родиться в нём такой русский поэт – одно из лучших украшений русской словесности?.. Для этого нужна была такая самобытность духовной природы, какой нельзя не дивиться.

Истина Христова соединилась для Тютчева навсегда и неизменно именно с Православием, и только с ним: оскудение веры и измена Христу виделись ему у стоящих вне православного понимания Христова учения. Православие же неразрывно связывалось для поэта с понятием «Святая Русь». Русская земля для Тютчева – это Святая Русь, ибо несёт в себе благословение Спасителя, а на себе – ношу крестную, завещанную Им:

Удручённый ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.

Тютчев не оставил нам собственно религиозных трудов, но он оставил нам свои стихи с молитвенным настроем. И поэт прекрасно знал укрепляющую и обновляющую силу молитвы. Посылая дочери Анне Новый Завет, он сопровождает его таким напутствием:

Вот в эти-то часы с любовью
О книге сей ты вспомяни –
И всей душой, как к изголовью,
К ней припади и отдохни.

Доктор филологических наук, профессор МГУ Владимир Воропаев в своей статье «Вас развратило Самовластье…. Опыт прочтения одного стихотворения Ф.И.Тютчева» раскрывает глубокий философский мир поэта на основе лишь одного стихотворения Тютчева «14-е Декабря 1825» («Вас развратило Самовластье…»), которое при жизни автора не печаталось. Владимир Воропаев отмечает, что развращённые «самовластием человеческого я» («Вас развратило Самовластье») декабристы носили кару сами в себе («И меч его вас поразил…»). По Тютчеву, причина бунта и гибели декабристов вовсе не внешняя – самовластье (самодержавие), а внутренняя – стремление утвердить власть собственного Я.

Перед смертью Тютчев зовёт священника, исповедуется и причащается. Да и могло ли быть иначе, если, несмотря на скептицизм и периоды уныния, он так обращался к своему сердцу:

Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть…

Анастасия Мухина

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №13(178)