16 апреля — день рождения Героя Советского Союза, заслуженного лётчика–испытателя СССР, полковника, доктора технических наук, профессора, писателя Марка Лазаревича Галлая (1914 – 1998 гг.).
У него была привычка: часа за два до начала испытаний приходить к самолёту и разговаривать с ним — как с живым. Ходил вокруг машины, гладил фюзеляж, крылья и что-то тихонько говорил. «Ты чего?» — спрашивали друзья. «Уговаривал не подвести в воздухе!» — улыбался он.
С 16 лет он работал токарем на заводе «Красный Октябрь», учился в Ленинградском институте инженеров гражданской авиации, потом перевёлся в Политехнический ВУЗ. Для этого он пришёл к известному гидродинамику профессору Лойцянскому: «Хочу к вам». — «Пожалуйста. Только… Дайте-ка вашу зачётку. Молодой человек, чтобы поступить без потери курса, вам надо досдать семнадцать экзаменов. Сможете это сделать за полтора месяца — милости прошу. Нет — извините».
И студент Галлай сдал за полтора месяца семнадцать экзаменов!
Он занимался парашютным и планерным спортом в Ленинградском аэроклубе. Закончил самолётное отделение аэроклуба, работал инструктором парашютного спорта. С 23 лет работал инженером в ЦАГИ. Без отрыва от работы окончил лётную школу, стал лётчиком–испытателем ЦАГИ, а впоследствии — одним из первых лётчиков-испытателей ЛИИ.
Во время Великой Отечественной войны Галлай совершил много боевых вылетов. При этом обучал лётчиков дальней авиации работе с новыми двигателями. Специального времени на обучение не было, поэтому было принято решение учить «в процессе». В 1943-м его самолёт сбили над оккупированной территорией, и экипаж был вынужден прыгать с парашютом.
Вместе со штурманом Гордеевым Галлай пробирался через леса, нашёл партизан и через 12 дней на самолёте был вывезен за линию фронта. Когда Галлай прыгал с парашютом, на нём уже горели унты. Они успели загореться, потому что экипаж не стал сразу покидать машину и тянул до последнего: внизу был город, и лётчики, не желая, чтобы самолёт рухнул на деревянные дома, уводили машину в сторону.
Шёл дождь, было ветрено, парашютистов разнесло в разные стороны. Галлай повис, зацепившись куполом за деревья, при этом его с размаху ударило о торчащую ветку. Весь дальнейший переход по лесам он проделал с болями в спине. Потом выяснилось — травма позвоночника.
«Дома» врачи запретили ему перегрузки и поднятие тяжестей. Но Галлай ещё два десятка лет продолжал летать – как? — в корсете!
Он провёл испытания многих самолётов, истребителей, бомбардировщиков. За время лётной работы освоил около 125 типов самолётов, вертолётов и планеров, работал инженером-методистом Отряда космонавтов. Именно Галлай готовил к полёту в космос первых космонавтов – «гагаринскую шестёрку». В этом смысле он оправдал своё собственное меткое выражение: «Настоящий лётчик-испытатель должен свободно летать на всём, что только может летать, и с некоторым трудом на том, что летать не может».
Будучи доктором технических наук, профессором, Галлай вёл большую научную работу, им было опубликовано около 30 научных трудов. Преподавал в Московском авиационном институте, в Академии гражданской авиации; был членом Союза писателей (Галлай — автор книг «Через невидимые барьеры», «Испытано в небе», «С человеком на борту» и др.).
О нём нужно знать и читать, потому что это жизнь сильного, достойного и талантливого человека.
Надежда Бычкова
Из рассказов сына Галлая: «В 1945 году наша семья летом жила на даче близ Жуковского. Мне было шесть с половиной лет. Многих детей из посёлка родители взяли с собой на парад Победы, и они потом перед теми, кто парада не видел (в том числе и передо мной), очень задавались.
Я переживал — как же так, мой отец, подполковник, лётчик, а сам на параде не был и меня не взял? Мама сказала отцу: «У Юры развивается комплекс неполноценности». Тогда отец взял меня на аэродром, посадил вместе с сотрудницей ЛИИ во вторую кабину По-2 и сделал несколько кругов над нашим посёлком — как раз тогда, когда наши мальчишки играли на улице. И о комплексе неполноценности речь больше не шла…
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №5(183)