70-летию Великой Победы посвящается.
О первой женщине, получившей звание Героя во время Великой Отечественной войны.
Было время, когда о подвиге 18-летней Зои Космодемьянской знали в нашей стране практически все. Не сообщалось только, что Зоя была внучкой потомственного священника, убиенного в годы лихолетья. Что же теперь знает о Зое подрастающее поколение?
Два года назад журнал «Деловой Урал» провёл опрос среди школьников Екатеринбурга: знаком ли им подвиг Зои Космодемьянской? 80% учащихся ответили, что «не слышали о такой». Остальные 20% сообщили, что она «состояла в «Молодой гвардии», «подожгла немцев и сбежала», «подкладывала мины под вагоны противника»…
Подвиг.
В деревне Петрищево Рузского района немцы расположили подразделение армейской радиоразведки.
Для ликвидации этой радиостанции группа разведчиков-диверсантов, в которую была зачислена бывшая московская школьница 18-летняя Зоя Космодемьянская, 22 ноября перешла линию фронта. Они нарвались на засаду, приняли неравный бой. К Петрищеву добрались лишь трое из группы – Борис Крайнов, Василий Клубков и Зоя Космодемьянская. В деревне Зое удалось поджечь три дома. Переждав ночь в лесу, она снова вернулась в деревню, чтобы до конца выполнить приказ.
При попытке поджога Зоя была схвачена немецкими солдатами и подвергнута зверским издевательствам. Но Зоя не выдала тех, с кем совершала задание, не сообщила, где могут находиться другие участники группы. По словам жителей деревни, Зою били ремнями и палками, прижигали лицо спичками и несколько раз в одной нижней рубашке выводили босиком на мороз. Пытки продолжались несколько часов.
Когда Зою на следующий день повели к виселице, два немца поддерживали её за руки, самостоятельно идти она не могла. Зоя сама встала на подставленный ящик и крикнула своим палачам: «Вы меня сейчас повесите, но я не одна. Нас 170 миллионов. Всех не перевешаете. Вам отомстят за меня!»
Тело Зои не снимали с виселицы ещё целый месяц. Её похоронили местные жители за околицей села.
Внучка священника.
Зоя Космодемьянская родилась в семье потомственных священнослужителей. Её дед Петр Иоаннович был сельским священником и жестоко пострадал за веру. Священником был и его отец, прадед Зои. Церковнослужители рода Космодемьянских служили в храмах Моршанского и Кирсановского уездов вплоть до 1919 г., а некоторые из них – и до 1930-х гг.
Отец Зои, Анатолий, был старшим в семье. В связи с гибелью отца в апреле 1918 г. он прервал обучение в Тамбовской духовной семинарии и поступил в высшее учебное заведение.
Светом Господа осиянная.
Сложно переоценить значение подвига Зои Космодемьянской. Для многих сражавшихся тогда за Родину она была героическим примером. Пророческими стали слова Зоиной подруги Клавы Милорадовой: «Она многих ещё поднимет на борьбу, многим освятит путь своим подвигом».
Пример героической гибели Зои Космодемьянской подвигнул на свершение подвигов во имя освобождения страны от немецко-фашистского ига тысячи защитников Отечества. На снарядах, на броне танков и фюзеляжах самолетов бойцы Красной Армии выводили краской: «За Зою!».
Жертвенная любовь, мужество и способность к подвигу, свойственные русскому народу, взращенные веками православием, унаследованы Зоей в полной мере от своих предков. В Тамбове и в родном селе героини Осиновые Гаи установлены её скульптурные памятники неподалеку от церквей, указывая нам на то, откуда берётся сила к подвигу в русских сердцах.
Подготовила Елена Добронравова
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №6 (197)