Клуб православных родителей Пантелеимоновского прихода организовал 2 февраля в здании Воскресной школы вторую встречу с педагогом-психологом Ириной Львовной Щукиной, ведущей коррекционной программы для родителей с детьми «Куклотерапия» в семейном Центре «Рождество».
Вместе с Ириной Львовной на встречу пришла её коллега Галина Юрьевна Степанова.
Перед общей встречей были проведены индивидуальные консультации, и родители смогли получить советы и рекомендации, связанные с проблемами детского поведения. Стало ясно, что есть большая потребность родителей в профессиональной помощи семейных психологов. Для желающих будет возможность записи на консультации. В апреле – мае планируется провести также курс занятий по куклотерапии. Справки по тел.: 8-910-440-99-14 (Елена).
На встрече со специалистами разговор шёл о том, как правильно стимулировать ребёнка и выстраивать систему поощрений и наказаний, а также о значении детской игры и воспитании самостоятельности.
Поощрения и наказания.
Наказания помогают ребёнку понять, что он вышел за границы дозволенного. Спокойная, авторитетная реакция взрослого при этом очень важна для ребёнка. Ребёнок получает от родителей наказ, вразумление.
Но никак нельзя забывать и о поощрениях. Роль похвалы для ребенка ребёнка трудно переоценить. Дети эмоционально зависят от родителей, и, если взрослые скупятся на похвалу, ребёнку начинает казаться, что его не любят. Замечания, которые так часто делают родители, мало способствуют тому, чтобы дети сделали правильные выводы: детям кажется, что их ругают. А похвала является для ребёнка своеобразным ориентиром, как себя вести, какие качества ценят взрослые.
Мы все хвалим первые шаги малыша, но позже, когда он подрастает, похвалы становится всё меньше. А ведь поощрение возвышает, даёт стимул к продвижению в любых начинаниях! Человек так устроен, что у него в ответ на похвалу за успехи в делах возникает желание и дальше совершенствоваться. А малыш хочет ещё и ещё радовать свою любимую мамочку и будет стремиться повторить это в следующий раз. Главное – подметить успехи малыша и высказать их вслух.
Но как хвалить, чтобы не перехвалить? Главное – не сравнивать с другими детьми (чтобы не питать тщеславие). Сравнения можно делать только с предыдущими достижениями самого ребёнка. Важно не ограничиваться словами «умница», «молодец», а называть конкретные качества характера ребёнка («ты сегодня был таким заботливым, самостоятельным») или хвалить за конкретное дело («ты быстро убрал игрушки»).
Ещё одно важное правило похвалы – включать в неё других людей, для которых действия ребенка оказались важны: «Как будет счастлива бабушка!.. Маме так приятна твоя забота!..» Так ребёнок включается в полноценные отношения с окружающими.
Преувеличенная похвала.
Она во многих случаях творит чудеса, нужно только соблюдать одно условие – особенно хвалить за те поступки, которые даются детям с большим трудом, и при этом стараться облегчить малышу задачу, сделав её посильной для него. Например, застенчивому ребёнку трудно познакомиться самому, ему надо помочь, пойти вместе с ним, познакомиться, всем вместе поиграть. А потом похвалить его за то, каким он был сегодня смелым и общительным. Когда ребёнок справится с трудностью, потребность в такой преувеличенной похвале отпадетотпадёт. Когда дети осваивают новые виды деятельности: одевание, чтение, общение со сверстниками, – их необходимо преувеличенно хвалить и подбадривать. Особенно если у них что-то не получается.
Можно с уверенностью сказать, что похвала, одобрение, позитивная оценка ребёнка – очень действенный родительский инструмент!
Плакаты и жетоны.
Плакаты-напоминалочки помогают ребёнку вовремя вспомнить о том, что нужно сделать. К примеру, на кухне можно повесить такой плакат: «Из-за стола встал – тарелку убрал!» – а в коридоре: «На прогулку собираемся – быстро одеваемся!» Можно при выполнении правила, написанного на плакате, нарисовать звёздочку или приклеить наклейку. Данный стимул будет способствовать выработке правильных привычек.
Жетоны (карточки, бусинки, пуговки и т.п.) можно давать в качестве поощрения за хорошее поведение или выполненное поручение. Дети с удовольствием складывают их в коробочку и берегут.
В распоряжении родителей много различных средств поощрения ребёнка – это и ласка, и сладости, и подарки, но самое мощное позитивное средство воздействия – это совместная игра!
Совместные игры.
«Щеночки» – эта игра направлена на тактильный контакт, являющийся для детей подтверждением нашего к ним доброго расположения. Ребёнок становится на четвереньки и подползает к маме. Мама его гладит со всех сторон, чешет животик, за ушком, приговаривая: «Какой у меня хороший щеночек, какой он ласковый, весёлый, пушистый, красивый». Придумывайте различные способы, чтобы выразить ваше расположение к «щеночку», и положительный настрой вам и вашему ребёнку обеспечен.
«Норки» – взрослые, сидя на ковре, делают руками или ногами норки, ребёнок-мышка пролезает в них; придумайте самые разнообразные норки: приставьте руку к бедру или согните ноги в коленях, сидя на полу и т.п.
«Бобры» – катаем ребёнка по полу, как брёвнышко; потом можно поменяться ролями, ребёнок становится бобром, а мама – бревнышком; если в игре участвуют несколько детей, можно построить плотину.
«Мне нравится, что ты…» – эта игра даст возможность ребёнку продвинуться дальше в своих достижениях и придаст ему силы. Взрослый начинает произносить: «Мне нравится, что ты… – и продолжает, – … позаботилась о сестрёнке (помогла бабушке, почувствовала моё настроение, ласково погладила меня по плечу, придумала интересные новые слова, умеешь придумывать рифмы)». Так не только ребёнок обогащает представление о себе и приходит к пониманию того, какие качества и поступки важны для окружающих, но и взрослый учится видеть хорошее в потоке детского поведения.
Игру можно начать так: «Давай говорить друг другу что-то хорошее».
«Я думаю, что ты любишь…» (плавать в море, валяться в сугробе, пить кефир, выигрывать в играх, лежать под диваном, узнавать тайны и т.п.). Называть нужно и то, что ребёнок любит, и то, что не любит. Эта игра всегда сопровождается весёлым смехом. Важно, чтобы желания относились не только к сфере еды или одежды; покажите, что можно любить запахи, звуки, поступки… С помощью словесной игры можно научить ребёнка находить хорошее в плохом. Например: «Сегодня пошёл дождь, и мы остались дома, но зато мы с тобой лепили из пластилина».
К сожалению, зачастую, как и в других людях, мы подмечаем в детях больше плохого, а посему мало опираемся в своих воспитательных воздействиях на то доброе, что в них тоже есть. Надеемся, что данные советы помогут нам выстраивать с нашими детьми более позитивное взаимодействие.
Продолжение о значении детской игры и воспитании самостоятельности у детей – в следующем номере газеты.
Елена Добронравова
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №3(181)