28 сентября — день рождения выдающегося авиаконструктора Владимира Михайловича Мясищева (1902-1978).
На самолетах Мясищева было установлено 19 мировых рекордов, а идеи и разработки этого гениального человека позволили в дальнейшем создать большое количество авиационной техники.
Как же обычный на первый взгляд мальчишка из уездного города выбрал путь авиаконструктора? В городе Ефремове Тульской губернии, где родился и жил Мясищев в юношеские годы, перелетал на Южный фронт отряд красных военлётов. Для мальчишки 16-17 лет, который видел подобное только на картинках, это стало незабываемым зрелищем, определившим его дальнейшую судьбу.
Вот почему после окончания Ефремовского училища Владимир Мясищев поступает в МВТУ, тогда ещё не носившее имени революционера Н.Э. Баумана. Жилось тяжело, по ночам приходилось разгружать вагоны на Казанском вокзале, подрабатывать на Опытном аэродроме, в детском доме на соседней Ухтомке. Трудности и лишения этого времени выработали у Владимира несгибаемый характер, выдержку и глубокое чувство ответственности, о которых впоследствии будут говорить все его коллеги. Защитил диплом и устроился на работу в ЦАГИ к А.Н. Туполеву, причём первые месяцы работал без зарплаты.
В 1938-ом Мясищев разделил судьбу многих авиационных специалистов: он был необоснованно репрессирован и провёл в заключении («шарашке») более двух лет. «Шарашкой» называли особое конструкторское бюро ЦКБ-29, созданное под эгидой НКВД. По сути, это была тюрьма, через которую прошли многие выдающиеся советские учёные, конструкторы и техники. Здесь, в условиях строгой изоляции, они создавали «крылья России». Именно в это время Мясищев проектирует и создаёт свой уникальный самолёт – дальний высотный бомбардировщик ДВБ-102 – и получает за это благодарность Сталина.
После окончания Великой Отечественной войны в противовес всем заслугам конструкторское бюро Мясищева расформировывают. Владимира Михайловича назначают деканом самолётостроительного факультета Московского Авиационного Института. Его уникальные лекции были больше похожи на практическую подготовку авиационных конструкторов, чем на теоретический курс. Параллельно Мясищев занимается конструированием самолётов и проектирует дальний реактивный стратегический бомбардировщик. В министерстве авиационной промышленности его одобрили, ибо в условиях холодной войны Советский Союз нуждался в стратегическом бомбардировщике, способном доставить ядерное оружие за океан. Так у Мясищева появилась возможность вновь открыть своё конструкторское бюро.
За свою жизнь Мясищеву как руководителю пришлось создать семь конструкторских коллективов; под его началом работали и гениальный С.П. Королёв, и создатель ракетных комплексов М.К. Янгель, и итальянец Р.Л. Бартини, уникальный конструктор и учёный – всех не перечислить.
С 1960 по 1967 годы Владимир Михайлович возглавляет ЦАГИ, где оставляет заметный след. Нынешний ЦАГИ – его заслуга. Последнее выпестованное им конструкторское бюро – это ЭМЗ, получивший в 1981 году имя своего создателя. Именно здесь, в Жуковском, были собраны самолёты М-17 и ВМ-Т Атлант.
Была у Владимира Михайлович и мечта — пассажирский самолёт, но мечта эта раз за разом оставалась на бумаге, стране были нужны военные самолёты и такие же космические корабли. Ещё в 50-х годах Мясищев создавал ракетную систему «Буран». Пришлось ему участвовать и в создании второго «Бурана», полетевшего в космос.
В общении с Мясищевым всегда поражали его выдержка и умение покорять людей своей интеллигентностью: безукоризненный костюм либо генеральский мундир, негромкий голос и всеобъемлющая эрудиция. Он никогда не повышал голоса, любил посещать рядовых конструкторов. Была у него и другая замечательная привычка – регулярно одному обходить всю территорию и все помещения предприятия. Шёл, со всеми здоровался, присматривался. А затем на оперативном совещании каждый начальник «получал своё»: один – за неудачно поставленный кульман, другой – за стружки у станка, третий – за скрипучую дверь. «Вот, Пётр Петрович, – бывало, скажет он, – а у тебя дверь-то скрипит при входе в цех. Что же ты? Такой первоклассный цех у тебя, такие вы выпускаете самолёты, такие изделия делаете, а дверь скрипит. Это нехорошо. Я завтра зайду, проверю». Он замечал каждую мелочь и на своём предприятии знал всё.
Заслуги его перед нашим городом весомы! Отметим лишь некоторые. Это строительство жилых домов для своих сотрудников (а было их более 5 тысяч!), создание ФАЛТ МФТИ с обустроенным учебным корпусом и общежитием, мощная артезианская скважина, питающая город до сих пор. Мясищев был неизменным участником всех городских мероприятий: от праздничных демонстраций до установки памятника Н.Е. Жуковскому. Через всю свою жизнь он пронёс глубокое чувство долга перед своей страной, родным городом и его людьми. Недаром Владимиру Михайловичу было присвоено звание почётного гражданина г. Жуковского, а его именем назвали одну из городских улиц.