Алексей Ильич Осипов. КОГДА ЧЕЛОВЕК ВЫЗДОРАВЛИВАЕТ?

Отвечает А.И. Осипов, заслуженный профессор МДАиС.

Зачем нужен пост? Можно ли без этого угодить Богу?

Сама постановка вопроса уже содержит ошибку. Мы постимся не ради богоугодия. Как будто Богу нужен наш пост! Дьявол явился Великому Антонию и говорит: «Ты мало ешь, а я совсем не ем; ты мало спишь, а я совсем не сплю. Не этим ты победил меня! А смирением ты победил меня». Сказал и ждёт: не возгордится ли своим смирением Антоний?

Пост дан вовсе не ради богоугодия. Совсем не в этом дело. Народная мудрость говорит: «Сытое брюхо к учению глухо». Это все знают, ещё больше скажу: к молитве глухо. Пост только потому и необходим, что он делает нас более «лёгкими», более способными к молитве. Это первое, без чего религия невозможна, – без поста, без воздержания. Более того, это воспитывает наш дух хоть немножко.

Заметьте, мы же ни в чём не можем себя воздержать. Как нам трудно добровольно от чего-либо воздержаться! Почти невозможно. Пост нас к этому приучает, даёт силы управлять собой. Пост облегчает нас. Я помню свой разговор с начальником медицинского отдела ЮНЕСКО во время Великого поста. Я его угощал великопостным кушаньем, а оно было очень скудное. <…> Он очень внимательно слушал, когда я ему рассказывал про Великий пост – сколько мы постимся, как часто бывает пост и пр. Потом вздохнул и сказал: «Если бы все люди так жили! Нам бы, медикам, тогда и делать было бы нечего. Любой врач скажет: «Воздержание – в высшей степени полезно!»

Святитель Тихон Воронежский в краткой форме сформулировал: «Воздержно яждь, мало пий и здрав будеши», – т.е. это колоссальное оздоровительное средство, только нужна разумность, нужен пост, а не неразумное неядение, когда человек доводит себя не знаю до чего. Можно погубить себя чем угодно, самыми полезными вещами. Нет, пост – это воздержание, которое является одним из очень эффективных средств оздоровления всего организма. Этого нельзя забывать.

Что такое покаяние и исповедь?

Суть всей христианской жизни заключается в том, чтобы увидеть себя, свои болезни. Ибо это видение даёт мне возможность, с одной стороны, заняться самим собой. Второе – я начинаю совсем иначе относиться к другим людям. Мне стыдно осуждать другого в том, что я сам делаю. Не могу. Я начинаю понимать, что если я это делаю, то и другой, по слабости, может сделать. Ошибся? Появляется снисхождение к другому, благожелательство, сочувствие, любовь к другому человеку.

Поэтому покаяние, будучи изменением моего внутреннего состояния, даёт возможность не только исцелиться самому от своих грехов, но и порождает то доброе отношение к другому человеку, которое столь необходимо в наше время.

Самым страшным грехом является самооправдание. Представьте себе, я заболел, и другие, видя это, говорят мне: «Иди в больницу». Я им отвечаю: «Вы больны, вы и идите. Я хорош, здоров». Самооправдание – жуткая вещь.

От чего больше всего страдает человек? От отсутствия благожелательства друг к другу. Как хочется любви! Это как солнце, которого ждёт душа наша. Хотим? Прояви сам и тоже получишь.

Таким образом, с помощью покаяния человек приходит в некую норму – очищаясь, нормализуется, становится здравым человеком. И это здравие даёт человеку то, что мы неустанно ищем – счастье, то состояние радости, которое столь важно для каждого из нас.

Подготовила Таисия Подмарёва

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №3 (194)