Спас Вседержитель (по-гречески — Пантократор) — главное изображение в храме, оно помещается внутри центрального купола и венчает всю церковную роспись. Обычно это поясная фигура Иисуса Христа в фас с Евангелием в левой руке и с благословляющей правой рукой. Торжественный и строгий лик Спасителя величаво смотрит с высоты, это Властитель земли и неба, Царь Церкви.
Именно такова фреска Спаса Вседержителя работы Феофана Грека, которая украшает купол церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, — одно из самых выдающихся произведений византийской фресковой живописи в нашей стране.
Изображение берет свое начало в Византии, где оно стояло во главе всех иконописных типов как наиболее возвышенный образ Богочеловека, а затем, после принятия христианства, широко распространяется на Руси как сюжет фресковой росписи храмов и как моленная икона. Такой иконографический тип Спасителя помещали в центре деисусных чинов (по-гречески «деисис» — моление), располагавшихся чаще всего во втором ряду иконостасов, и здесь Христос представал как Судия мира и его Спаситель, перед которым ходатайствуют за человеческий род Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и другие святые. Наименьшее число икон в деисусном чине — три: Иисус Христос, Богоматерь и Иоанн Предтеча.
Евангелие в руках Христа может быть закрытым или открытым. На открытых страницах чаще всего помещается надпись: «Аз есмь свет миру». «Приидите ко мне вси труждаю-щиеся» или «Не судите на лица сынове человечестии, но праведный суд судите». Надписи могут быть и другими: «Заповедь новую даю вам…»; «Егда приидет Сын Человеческий»; «Блажени нищий духом…».
Кроме иконостаса, деисусный чин помещался над входами в церковь и дом. Фигуры в нем могли быть в рост, поясными, по-грудными, оплечными, оглавными.
Погрудное или оплечное изображение Христа чаще всего называли просто «Спас». Пожалуй, наиболее древний трехфигурный деисусный чин с оплечным Иисусом в центре — это икона конца XII- начала XIII века в собрании ГТГ. Она попала туда из Успенского собора Московского Кремля, где располагалась над гробом митрополита Филиппа (Колычева). Строгие, сдержанные по манере исполнения оплечные фигуры Иисуса Христа, склоняющих к нему головы Богоматери и Иоанна Предтечи, видимо, были написаны одним из мастеров Владимиро-Суздальской Руси.
Иконописцы изображали Спаса Вседержителя отдельно и на домашних иконах, называя его «поясным Спасом». Даже в малых иконах, какой является икона «Спас Вседержитель» XV века из Троице-Сергиева монастыря, находящаяся сейчас в ГТГ, сохранялись величие, теплота и высокая духовность образа.
На Руси образ Спасителя не различался по явлениям и именам чтимых икон, как изображения Богородицы (Владимирская, Смоленская, Тихвинская, Казанская, Петровская и другие).
Однако есть иконы, которые обрели свое название, оставшись в единственном числе. Это два памятника из Успенского собора Московского Кремля: «Спас Златые власы» и «Спас Ярое око».
Название иконы начала XIII века «Спас Златые власы» объясняется тем, что на этом памятнике волосы Христа написаны как бы не по правилам. Обычно они пишутся темной краской, по которой затем наводится золотом штриховка. Здесь же, напротив, по золотой основе проведены тончайшие коричневые линии.
Икона середины XIV века «Спас Ярое око» получила свое название от сурового выражения лика Спасителя. Изборожденный глубокими морщинами лоб, резко обозначенные складки на шее, гневный взгляд создают очень индивидуальный образ большого внутреннего напряжения.
По иному воздействует на людей другая икона «Спас» середины XIII века из Ярославского художественного музея, о которой искусствовед И.Э. Грабарь сказал, что она «написана… мечтательно и скромно, но очень тонко, с большим чувством формы».
Но, пожалуй, одно из самых впечатляющих изображений Иисуса Христа в древнерусской церковной живописи — это икона Андрея Рублева «Спас» из так называемого Звенигородского чина, от которого сохранились лишь три фигуры: Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла. Обнаруженные в 1918 году в дровяном складе около Успенского собора — древнего княжеского храма Звенигорода, эти иконы стали подлинным сокровищем нашего искусства. Андрей Рублев, выступающий здесь как мастер, достигший высочайших вершин в своем деле, создал образ Иисуса Христа, отмеченный типично русскими чертами, отличающийся от византийских ясностью, благожелательностью, мягкостью. От древней иконы, изображающей Иисуса Христа в традициях Спаса Вседержителя, остались, к сожалению, только фрагменты: голова и небольшая часть фигуры по грудь. Но выразительность лика, глаз Спасителя таковы что создается полное, завершенное представление от образа, являющегося одним из самых значительных в древнерусском церковном искусстве