Владимир Михайлович Мясищев. Человек долга.

14 октября исполняется 40 лет со дня кончины талантливейшего авиаконструктора, профессора, доктора технических наук Владимира Михайловича Мясищева (1978 г.)

Владимир Мясищев родился 28 сентября (н.ст.) 1902 г. в городе Ефремове Тульской губернии, недалеко от Куликова поля, где князь Димитрий, воевода Боброк, чернецы Пересвет и Ослябя добыли славу русского народа.

Нашлась выписка из метрической церковной книги: «15 сентября – рождение, 19 сентября – крещение. Имя родившегося – Владимир. Родители: Ефремовский купеческий сын Михаил Михайлович Мясищев и его законная жена Нина Евгеньевна, оба православные». Мать Владимира была чистокровная полячка, её настоящее имя Янина.

Память детства была и весёлой, и грустной, и щемящей.  Память эта – о матери. За всю жизнь не было у него столь горестно любимого человека, какой стала мать. Отца – милого, не очень удачливого в делах – Владимир Михайлович почтительно называл на «вы», вплоть до самого последнего дня его жизни.

В мае 1918 г. Мясищев получает аттестат об окончании Ефремовского реального училища. Первым в перечне изучаемых наук стоит ещё Закон Божий и оценка знаний — «5». Замечательная деталь — в училище преподавали французский и немецкий языки.

Целым событием стало, когда недалеко от Ефремова на ровном поле, ставшем вдруг аэродромом, ненадолго остановился авиационный дивизион. Юноша впервые увидел аэропланы, которые потом назовут самолётами. Они произвели на него  незабываемое впечатление. С открытым ртом 16-летний юноша восторгался лётчиками, удивительными конструкциями, которые могли летать. Заворожённо слушал поскрипывание кожаных форменных регланов и модных, тоже кожаных, бриджей лётчиков. Каждый день бегал Володя в поле, где стояли лёгкие и хрупкие на взгляд сооружения, которые взмывали в воздух и плавно проплывали над куполами церквей Ефремова. Вот почему в  автобиографии, написанной позже Мясищевым, об этом событии сказано: «В глухих ефремовских условиях не было никаких внешних обстоятельств, которые обусловили бы формирование выбора авиационной специальности, но некоторым толчком было знакомство в 1918 году с полётами самолётов остановившегося в Ефремове по пути на Южный фронт авиационного дивизиона».

Вскоре приспело время решений… Три дня трудяга-паровозик, окутанный чёрным дымом и паром, добирался до столицы. В эти долгие ночи под стук колёс, обдумывая свой отъезд, Владимир пришёл к лаконичному выводу: успех – это успеть! Пешочком, следуя русскому принципу «язык до Киева доведёт», он направился по единственно известному ему адресу в Москве. А наутро явился в Московское высшее техническое училище. 20 сентября Мясищев получает справку о том, что он зачислен студентом механического факультета.

Приходится учиться и работать, вначале в школе, затем поближе к авиации — на аэродроме ВВС. После окончания МВТУ Владимиру не пришлось раздумывать, куда пойти работать. Конечно, в ЦАГИ, в конструкторское бюро, к Туполеву. Андрей Николаевич задал Владимиру вопрос о дипломе. «Я проектирую дюралевый истребитель», – ответил молодой инженер. «О, вы взялись за проект, который мы сделать не можем! – воскликнул Туполев. — Принимаю вас в группу Петлякова. Денег нет, но будут через два-три месяца…» Так начался творческий путь авиаконструктора.

Впервые руководителем коллектива Владимир Михайлович становится в 1934 г. Приказом Туполева он возглавил Опытно-исследовательское КБ № 6 ЦАГИ. В дальнейшем ему пришлось формировать новые ОКБ ещё шесть раз! От судьбы не уйдёшь. Как и большинство конструкторов, в 30-е годы Мясищев оказался в тюрьме, прозванной «шарагой», где «враги народа» в условиях строгой изоляции создавали «крылья Родины». Реабилитирован был лишь в 1955-ом.
 
Последнее его ОКБ — это ЭМЗ, созданный в 1966-ом. Теперь это АО ЭМЗ им. В.М. Мясищева. На его самолётах реализовано 60 мировых рекордов, из них 41 — на самолётах, созданных в последнем мясищевском ОКБ жуковчанами.

Владимир Михайлович шагнул дальше, в космические высоты! В 50-е годы прошлого века под его руководством были разработаны проекты стратегической ракетной системы «Буран», пилотируемых крылатых спутников, в 70-е — космолёта М-19, он принимает участие в создании ВКС «Буран».

Возглавляя с 1960 по 1967 гг. ЦАГИ, а затем ЭМЗ, он многое сделал и для нашего города. Поэтому не случайно ему было присвоено звание «Почётный гражданин города Жуковского». Его заслуги перед городом весомы! Это строительство жилых домов и детского сада, создание более 4-х тысяч рабочих мест на ЭМЗ, создание полноценного филиала МФТИ с обустроенным учебным корпусом и общежитием, мощная артезианская скважина, питающая город до сих пор и, конечно, инженерный корпус ЦАГИ, являющийся визитной карточкой города.

О таких людях нельзя забывать!

Ведущий конструктор С. Г. Смирнов

5971 5943