18 июля – память преподобного Сергия Радонежского.
19 июля – Собор Радонежских святых.
«С преподобным преподобным будешь…» (Пс. 17: 26-2). Воистину так! Житие преподобного Сергия Радонежского тому пример.
Своей строгой отшельнической жизнью, полной молитв и смирения, преподобный Сергий привлёк к себе людей, горящих желанием жить так же и ставших впоследствии его учениками. Многие из них продолжили его дело по укреплению нравственного духа народа и объединению Руси.
В житии преподобного Сергия есть рассказ о том, как он молился у себя в келии и услышал голос: «Сергий! Ты молишься о чадах своих, Господь услышал твои молитвы». Лучезарный свет разлился, и с неба спустились дивные птицы. Таинственный голос продолжал: «Сергий, смотри кругом! Сколько видишь птиц, столько будет у тебя учеников…»
О некоторых из них наш сегодняшний рассказ.
Преподобный Андроник Московский.
Ещё юношей Андроник, презрев славу и богатство, пришёл к Преподобному в радонежские леса, пребывая у него в совершенном послушании.
На продолжении многих лет Андроник размышлял об устроении новой обители во славу Божию. И вот его мечта осуществилась.
Митрополит Алексий после спасения на Чёрном море дал обет устроить церковь во имя Нерукотворного образа Спаса и просил преподобного Сергия отпустить его любимого ученика на устроение обители.
Святой Сергий с радостью благословил Андроника. Так появилась новая обитель – Андроников монастырь.
Из его стен вышло много добродетельных мужей, впоследствии возглавивших новые иноческие обители.
Преподобный Феодор Ростовский.
Феодор, 12-летний сын Стефана, родного брата преподобного Сергия, прибыл в обитель вместе с отцом. Святой Сергий, провидя подвижническую жизнь отрока, постриг его в иноки.
Многие дивились строгой постнической жизни Феодора. По прошествии времени в его душе зародилось желание основать обитель, о чём он и поведал святому Сергию. Преподобный отпустил Феодора, и тот нашёл прекрасное место близ Москвы-реки, называемое Симоново. Узнав об этом, преподобный Сергий пришёл в Симоново, нашёл его удобным и благословил постройку монастыря.
Известность Феодора и его монастыря росла. Много скорбел Феодор от шума и потока посетителей – монастырь стоял близ большой дороги на Москву. Уклоняясь от суеты, Феодор ушёл из своей обители и поселился в сокровенном месте в лесу, в пяти верстах от Московского Кремля.
Но ученики не хотели оставить своего наставника и поселились с ним. Преподобный Сергий, посетив это место, благословил основание монастыря, и Феодор был посвящён в игумены. Так появился Новый Симонов монастырь.
Великий князь Димитрий Донской избрал преподобного Феодора своим духовником, а в 1387 году святой Феодор был рукоположен в архиепископа и занял Ростовскую кафедру.
Преподобный Мефодий Пешношский.
В молодом возрасте пришёл он в пустыню к преподобному Сергию, по благословению которого удалился позже в пустынное место за рекой Яхромой в Дмитровском уезде. Благочестивая жизнь Мефодия скоро стала известной и привлекла сюда новых подвижников.
Исполняя завет преподобного Сергия, Мефодий много трудился, часто «пеш» нося деревья через реку. Так и закрепилось за речкой название Пешноша, а за монастырём имя Пешношский.
Управляя обителью, Мефодий во всём подавал братии пример и был между ними первым по подвигам труда, молитвы и поста. Так он воспитал многих благочестивых иноков. Строгий к себе, он был милосерден к другим, снисходя к их немощам и предостерегая от ошибок в будущем.
Преподобный Савва Сторожевский.
Преподобный Савва был одним из первых и ревностных учеников преподобного Сергия. Последний лучше других видел успехи преподобного Саввы в духовной жизни и поставил его духовником всей братии монастыря.
Святой Сергий благословил Савву управлять вновь основанной обителью – Успенским Дубенским монастырём, а после кончины своего учителя Савва в течение 6 лет был игуменом Троице-Сергиевой Лавры.
Князь звенигородский Юрий Димитриевич, покорённый святостью жизни преподобного Саввы, избрал его своим духовником и упросил поселиться рядом с ним и создать близ Звенигорода в местечке Сторожи монастырь. Преподобный Савва уступил просьбам – так началась история жизни Саввино-Сторожевской обители.
Преподобные Павел Обнорский и Сергий Нуромский.
Богатые родители готовили Павла к мирской жизни, но тот в двадцать два года тайно покинул родительский дом и принял постриг в Рождественском монастыре на Волге (в Ярославской епархии). Оттуда Павел перешёл в Свято-Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому и несколько лет провёл у него в келейном послушании, всецело повинуясь мудрому руководству святого старца.
С благословения преподобного Сергия он поселился вдали от обители в отшельнической келье, где пробыл пятнадцать лет в затворе. Испросив у преподобного Сергия благословение уйти в пустыню для безмолвной и уединённой жизни, он долго странствовал, отыскивая себе место для уединения. Он обошёл много пустыней и, наконец, остановился в Комельском лесу.
Здесь над речкой Грязовицей, в дупле старой липы, преподобный устроил себе маленькую келью и прожил там три года в полном безмолвии. Затем он перешёл на реку Нурму, где построил себе хижину и выкопал колодец.
Дни его проходили в бдении и молитве. Пять дней в неделю он пребывал без пищи и только в субботу и воскресенье вкушал немного хлеба и воды.
Здесь его посетил другой ученик преподобного Сергия Радонежского – Сергий Нуромский, который также по благословению своего учителя искал уединения и обрёл его в этих краях – на горе, в дремучем лесу у реки Нурмы.
Из любви к пустыне и безмолвию эти ученики расстались со своим великим наставником и вышли из Радонежской обители. Так желали они прожить в уединении до конца своих дней, но Господь восхотел поставить их светильниками, чтобы равноангельская жизнь их была примером для других и чтобы исполненные мудрости и опыта слова их служили к духовной пользе многих. Уразумев, что на то есть воля Божия и что пустыни их должны обратиться в иноческие обители, они с любовью принимали всех приходивших к ним.
Эпоха преподобного Сергия дала Церкви великое множество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые продолжатели дела святого Сергия, которые дали России десятки иноческих общин. Так за сто лет – с 1340 по 1440 годы – было основано до 150 новых монастырей (для сравнения: с 1240 по 1340 годы – не больше 30).
Вот почему без преувеличения преподобного Сергия называют «игуменом всея Руси».
Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!
Елена Добронравова
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №8(186)