Близкие нам по духу. 12 июля – память первоверховных апостолов Петра и Павла

12 июля – память первоверховных апостолов Петра и Павла.

Вдохновенный простец апостол Петр и  искусный оратор апостол Павел олицетворяют собой духовную твёрдость и разум – два столь необходимых качества каждого христианина.

Апостол Петр, один из ближайших учеников Спасителя, проповедовал среди иудеев, живущих в Палестине и Египте, по берегам Средиземного моря и Антиохии. Павел же разъяснял евангельское учение язычникам. Именно ему Церковь обязана началом широкой миссии среди языческих народов Римской империи. Он обратил к вере сотни тысяч людей! По этой причине за святым Павлом с давних времён утвердилось имя «апостола язычников» («апостола народов»).

Апостолы Петр и Павел были очень разными: Петр (Симон) – старший брат апостола Андрея Первозванного, – был простым, неграмотным, бедным рыбаком. Павел же (Савл) – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей», знавший несколько языков. Петр был женат, Павел — девственник. Петр был одним из самых приближённым учеников Христа, а Павел никогда при жизни не видел Спасителя и даже сначала считал лжепророком, врагом и поэтому был яростным гонителем христиан. Но у таких разных людей было общим самое главное, то, что определяет всю жизнь человека, – исповедание Бога до смерти. Мы видим апостола Петра маловерным, трижды отрёкшимся от Христа, но сокрушённо каявшимся всю свою жизнь и отдавшим её за Учителя. Мы видим и апостола Павла, яростно сопротивлявшегося правде Господней, но после столь же пламенно уверовавшего во Христа Спасителя и много потрудившегося ради Него до мученической кончины. Известно, что многодневные посты всегда приурочены либо к Господским, либо к Богородичным праздникам. И только один пост венчается праздником святых апостолов – Петров пост. Почему Церковь так возвеличивает Петра и Павла? Во-первых, потому что они более всех апостолов потрудились в проповеди Евангелия. Во-вторых, потому что в каждом из них верующий человек может видеть самого себя. Ибо, как Петр, мы не раз отрекаемся от Бога своим маловерием, малодушием, боимся открыто исповедовать Христа, называть себя православными. И, как Павел, – противостоим Ему, отстаивая своё «Я», уповая на свои силы, опираясь на собственное мнение. Но так же, как оба этих апостола после своих падений, мы поднимаемся, с верою и надеждой обращаемся к Богу, взывая о прощении, прося о помощи, надеясь на Его великое милосердие. И Господь помогает, ибо нет греха непрощённого, кроме греха нераскаянного. Апостолы Петр и Павел нам близки по духу. Об этом писал известный церковный миссионер XX века митрополит Антоний Сурожский: «Когда мы думаем о святых, мы всегда думаем об их величии; они нам представляются как гиганты, как герои духа. Мы можем вдохновиться их героизмом, но часто нам кажется, что нам до них так далеко, что мы не можем никаким образом уподобиться им. И поэтому полезно иногда вспомнить, что эти святые, даже апостолы, были людьми, такими, как другие люди: со слабостями, делали ошибки, оказывались не на высоте того, что мы в них видим сейчас, после того, как они уже совершили весь свой земной путь». И тогда, и сегодня Господь, как родной Отец, принимает всякого грешника кающегося: и апостола, и обычного человека. Жизнь святых апостолов Петра и Павла – явный тому пример. Веруя в беспредельное милосердие Божие, мы не отчаиваемся и после падений опять встаём, каемся и продолжаем жить.

Валерий Шишкин