27 августа – День российского кино.
Тридцать лет назад, будучи подростком, мне посчастливилось побывать в «Артеке». Вспоминая теперь это время, я понимаю, что директор лагеря и вожатые проводили с нами серьёзнейшую работу по воспитанию нравственности и ответственности. В том числе и посредством кино. Все фильмы, предложенные нам для просмотра, были рассказами о жизненном выборе, который постоянно приходится делать человеку. После каждой кинокартины мы писали отзывы, изучив которые, директор лагеря проводила с нами обсуждение фильма, а точнее – поступков его героев. После этих встреч мы уходили другими людьми, потому что сердце горело желанием идти Дорогою Добра…
Сегодня фильмы становятся ещё более частыми гостями в семье. Но делаем ли мы серьёзный отбор из их бесчисленного многообразия? Да и существует ли какой-нибудь главный критерий этого отбора?
По мнению священника Игоря Лепешинского (книга «Как помочь блудному сыну»), можно смотреть любой фильм, после которого хочется всем помогать, всех любить. В фильме может не ставиться вопрос о Боге, о духовной жизни, но он может быть христианским по сути. Если же после просмотра в душе остаётся неприятный осадок, значит, этот фильм смотреть нельзя, и тем более – детям.
Но всё-таки что именно рекомендовать для просмотра? Редакция журнала «Фома» обратилась к различным деятелям искусства, журналистики и просто близким друзьям своего издания – людям с различными вкусами и взглядами. Каждого из них попросили порекомендовать один фильм и объяснить – почему именно его стоит показать детям или подросткам.
«Сказать, что получилось именно «100 лучших фильмов», мы не рискнём, – читаем в комментариях редакции к перечню фильмов. – Однако те фильмы, которые назвали наши собеседники, как минимум важны. Поэтому наш рейтинг – это «100 главных фильмов». Они могут быть спорными, могут быть неоднозначными и в чём-то даже смущать. Но в одном мы уверены: эти фильмы действительно нужно смотреть и обсуждать с детьми и подростками. Потому что они действительно – главные».
С перечнем данных фильмов можно ознакомиться на сайте журнала «Фома» (статья «Школа: 100 главных фильмов»).
Известно также, что на сайте Министерства культуры обнародован проект списка фильмов («100 фильмов для школьников), которые могут быть рекомендованы для просмотра на факультативных занятиях в школах. Заслуживают внимания комментарии к данному списку протоиерея Алексия Уминского, настоятеля храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовника Свято-Владимирской православной гимназии (см. портал «Православие и мир», раздел «Культура: кинематограф», статья «Прот. Алексий Уминский о 100 фильмах для школьников»).
Протоиерей Константин Пархоменко также разместил на православном форуме «Азбука веры» список фильмов-шедевров («Лучшие фильмы за всю историю мирового кино»), составленный Н.Н. Правосудовой, преподавателем Санкт-Петербургского Университета кино и телевидения. Из предложенного перечня многое можно выбрать для семейного просмотра, хотя некоторые киноленты идеологически нам совсем не подходят, потому что отстаивают нехристианские ценности. Но на них, по мнению протоиерея Константина, можно учиться делать правильные выводы. Увидев и раскусив ложный нравственный посыл, который даёт фильм, человеку легче будет понять, почему мир пришёл к тому состоянию, к которому пришёл.
Будем надеяться, что данные рекомендации помогут нам развить вкус детей и подростков таким образом, чтобы они сами не захотели смотреть что-то дурное или безвкусное. А для этого взрослым нужно сначала просматривать фильм самим, изучать мнения о его художественном уровне и нравственной ценности.
Анастасия Мухина
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №8(173)
