Главный завет

1 сентября приветливо распахнутся двери наших школ. Многоголосые, загорелые, подросшие за лето дети, окунутся в школьную жизнь. А вместе с ними и мы, взрослые, учителя и родители… Но что должно быть главным в нашем непростом совместном труде?

Во все времена родителей волновал вопрос: как достойно воспитать подрастающее поколение? Без обращения к истории, духовному наследию, православной традиции невозможно понять, как это сделать.

В исторической перспективе воспитание происходило в семье. Именно здесь ребёнок проводил большую часть жизни, впитывая дух, уклад, образ отношений всех домочадцев, получая первоначальные трудовые навыки и представления о мире, Боге, Церкви, человеке.

Появившиеся школы пришли на помощь семье, помогая ей решить образовательные задачи на более высоком уровне и углубляя полученные в семье знания. Таким образом, становится ясно, что школа призвана поддержать семейное воспитание, дополнив его необходимым комплексом знаний, умений и навыков.

Ещё более важную – освящающую – роль в воспитании играла Церковь, где дети приобщались к подлинной церковной жизни: вероучению, богослужению, Таинствам, столь необходимым в духовно-нравственном становлении личности ребёнка.

Естественно, что ребёнок развивается гармонично и правильно, когда усилия Церкви, семьи и школы объединены. Когда пастыри, родители и учителя совместно занимаются воспитанием детей и юношества, имея единые цели и идеалы.

Однако «сегодня российскому обществу пытаются навязать идеалы, диаметрально противоположные вечным евангельским истинам. Во главу жизни поставили не Бога и духовные ценности, а маммону, устремившись к обретению земного богатства, к страстным угождениям плоти. Но ведь Господь говорил, что “не можете служить Богу и маммоне“ (Мф. 6: 24)», – пишет архимандрит Илий (Ноздрин), духовник Святейшего Патриарха, в предисловии к книге «Православное воспитание». Угождение плоти, стремление жить комфортно, жить для себя, вкусно есть, весело отдыхать и т.п. прививается современным детям с пелёнок. Однако разве смысл жизни в том, чтобы окончить школу, затем институт, получить доходное место и наслаждаться всеми благами жизни? Господь говорит всем нам: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26).

И действительно, сегодня на повестке дня всё чаще встают вопросы о нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения, ибо общество соприкоснулось с серьёзными проблемами в этой сфере. Всё чаще мы слышим о жестокости, беспощадности, распущенности и вседозволенности. Эта общая беда должна сплотить Церковь, семью и школу. И все наши дети должны обрести главное богатство – доброе воспитание.

Такое воспитание направлено на то, чтобы ребёнок научился выбирать добро, даже если в данный момент ему это невыгодно. Чтобы он был способен чувствовать чужое страдание и жалеть других людей. Способен внимать голосу совести.

Но всё это возможно только в одном случае: когда ребёнок имеет чёткие и ясные представления о добре и зле. Этот идеал заложен в Евангелии, это то, что заповедал нам всем Господь. Именно этот идеал мы, взрослые, призваны донести детям, явить его своей жизнью.

Валерий Шишкин