ОРАНТА. ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ

(память 27 ноября / 10 декабря)

Это один из самых распространенных константинопольских типов. Богоматерь в позе Оранты (молящая, взывающая) изображается в полный рост, с поднятыми вверх и разведенными в стороны руками, без Младенца. Она как бы молит Бога за род человеческий, выступает защитницей и заступницей людей. Классический пример — мозаичная Богоматерь в Софийском соборе Киева.

Иногда Орантой называют и Богородицу с Младенцем в медальоне на груди. Например, одна из самых древних икон — Богоматерь Великая Панагия XII века в собрании ГТГ — некоторыми исследователями именуется Ярославской Орантой. Однако специалисты древнерусской живописи В.И. Антонова и Н.Е. Мнева, составляющие опись икон ГТГ, утверждают, что Орантой эту икону называть нельзя, так как Оранта всегда изображается без младенца.

Правильное название иконы — Великая Панагия (всесвятая). Возможно, она была написана в Киеве знаменитым иконописцем преподобным Алимпием Печерским, умершим в 1114 г. Название «Ярославской» икона получила потому, что была обнаружена в Ярославле, в Спасском монастыре. Как она туда попала — неизвестно.

Кроме Ярославской Оранты, в древнерусской иконописи известен образ Оранты Мирожской XVI века, находящийся в Псковском музее. Эта икона, являющаяся копией с памятника XIII века, происходит из Мирожского монастыря во Пскове и изображает Богоматерь по типу Великой Панагии — во весь рост, с воздетыми руками, с Младенцем в медальоне на груди.

Если Богоматерь Оранта несет идею заступничества, покровительства людям, то Богоматерь Великая Панагия — это образное переложение пророчества Исайи о рождении Иисуса: «Итак Сам Господь дает вам Знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Исайя VII, 14). На этих иконах Дева Мария являет миру Сына как будущего Мессию и Спасителя.

На Руси по добное изображение стало называться Богоматерью Воплощение, а его поясной вариант -Знамение.