Нынешнее евангельское чтение соответствует сегодняшнему дню, началу поста — времени покаяния и прощения. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Господь обещает нам прощение,- но при условии, чтобы и мы прощали грехи друг другу. Это не потому, что Господь входит в мелочные расчеты с нами; нет, но получить благодать прощения и использовать ее для себя может лишь та душа, которая приближается к Богу, уподобляется Ему, а такое приближение прежде всего и возможно для человека умягчением души.
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры…. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Господь говорит о посте, как необходимом и важном средстве угождения Богу, спасения души. Но постом и нужно пользоваться для возвышения духа над плотью с ее страстями и похотями, для уготовления себя на служение Богу, а не как средством для наших лишь тщеславных, земных целей, что замечалось у лицемерных фарисеев. Предостерегая от лицемерия в посте, Господь говорит, что, постясь, не нужно отступать от обычных дел: помажь голову и умой лице, чтобы не в наружном виде лишь заключить твой пост, но принять его в глубине души для служения Богу.
Служение Богу в нашей жизни может быть выражено в словах третьей части Евангельского чтения.
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Служим мы тому, к чему прилежит сердце наше. Прилежать же оно должно к сокровищам не земным, а к сокровищам небесным. Небесные сокровища — это те, что с душой человека переходят и в вечную жизнь,- те, что, нажив их, человек никогда не потеряет. Эти сокровища — черты самой души, которыми она характеризуется. Сокровища небесные, следовательно, суть христианские добродетели. Их-то и нужно наживать.
Таким образом, вот напутствие Церкви своим чадам, стоящим во вратах Великого поста. Пост есть время покаяния. Простив ближним, ищите прощения от Бога в благодатном Таинстве покаяния. Средством к покаянию и исправлению себя может быть пост, воздержание, смирение тела для торжества духа.
О посте, как необходимом средстве, ясно говорит Христос, предостерегая лишь от пользования им в целях тщеславия. Бодрствующий и торжествующий над плотью дух поднимает человека горе, а в горних стремлениях — и цель человеческой жизни.
Животные многопищные и тучные не могут бегать так скоро, как малопищный олень: подобно сему чревоугодник не может быть так деятелен и благопоспешен в подвигах, как воздержный (святитель Филарет, митрополит Московский).
Начальник бесов есть падший денница; а глава страстей есть объядение (преподобный Иоанн Лествичник).
Заповедь о посте имеет такую же древность, как и самый мир; первоначальная заповедь, данная Богом человеку, была именно заповедью о посте. «Поелику мы не постимся, то изринуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай»,- говорит святитель Василий Великий.