В Неделю святых Отцов Церковь произносит в евангельском чтении ходатайствующую молитву Сына Божия о прославлении Его вечною славою чрез распространение истинного богопознания в мире, чрез соблюдение верующих от неприязни, освящение их истиною, единение их между собою и с Богом и вечное их блаженство. Трогательна эта возвышеннейшая молитва Спасителя!
Мы ничего подобного не можем переживать, что переживал Богочеловек пред Своими страданиями. Он посылал Своих учеников — это малое стадо в мире — в царство тьмы с проповедью евангельской истины. Понятно, с каким озлоблением встретят их в этом царстве; начнутся гонения против них и их последователей. И какою же непоколебимою верою, каким мужеством должны они обладать, чтобы выдержать натиск озверелых врагов Божией правды? А вот этой-то непоколебимой веры, этого-то мужества и недоставало им теперь.
Сейчас они покинут своего Учителя, а Петр, этот камень веры апостольской, три раза отречется от Него. Предвидя все это, Иисус сознавал, что победа не легко достанется Его ученикам и что без особой поддержки свыше они даже и не могут выйти победителями из предстоявшей им борьбы; а потому понятно, что Он, преподав им все последние прощальные наставления Свои, обращается с мольбою к Отцу Своему, чтобы Он охранил их веру от всяких искушений и колебаний, чтобы освятил их истиною Своею…
«Об этой последней молитве Спасителя дерзновенно и говорить языком человеческим,- замечает архиепископ Иннокентий Херсонский,- так она всеобъемлюща, величественно-божественна! После нее, вероятно, и Филипп не сказал бы: Господи, покажи нам Отца! Ибо в ней для верующего виден сей Отец более, нежели в целом мире. Здесь-то надлежало Петру сказать: Господи, глаголы живота вечного имаши! Это молитва Великого Первосвященника по чину Мелхиседекову, пред входом Его во Святая Святых. Кто прочитал ее со вниманием хотя бы один раз, у того она останется в сердце на всю жизнь, а кто одушевился духом ее, тот не может не принадлежать навсегда Иисусу Христу».
Вот эта замечательная молитва.
Иисус, возведе очи Свои на небо, и рече: Отче, прииде час: прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя, якоже дал еси Ему власть всякия плоти, да всяко, еже дал еси Ему, даст им живот вечный. Се же есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа. Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне да сотворю. И ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть. Явих имя Твое человеком, ихже дал еси Мне от мира: Твои беша, и Мне их дал еси, и слово Твое сохраниша.
Ныне разумеша, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть: яко глаголы, ихже дал еси Мне, дах им: и тии прияша, и разумеша воистинну, яко от Тебе изыдох, и вероваша, яко Ты Мя послал еси.
Аз о сих молю: не о всем мире молю, но о тех, ихже дал еси Мне, яко Твои суть… Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы. Егда бех с ними в мире, Аз соблюдах их во имя Твое; ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе гряду, и сия глаголю в мире, да имут радость Мою исполнену в себе.