ТОЛКОВАНИЕ НА ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ. Неделя 5-я по Пятидесятнице.

(Мф. 8, 28 — 9, 1)

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

На восточном берегу моря Галилейского находилась страна Гергесинская (как пишет евангелист Матфей), или Гадаринская (как повествуют евангелисты Марк и Лука), которая называлась так по именам двух городов: Гергесы и Гадары. В ущельях пустынных гор Галаадских, подступающих крутыми обрывами к самому берегу моря Галилейского, было множество гробниц-пещер. В этих мрачных пещерах укрывались и разбойники, и разные сумасшедшие и бесноватые, для которых было несносно общество людское.

В эту страну, населенную большей частью язычниками, и прибыл Господь. Бесноватые, влекомые силою Божией, сами вышли навстречу Ему из погребальных пещер. Они были весьма свирепы, так что никто не мог безопасно проходить там. Особенно был лют один из них, человек, известный в городке Гергесе, так что святые Марк и Лука, чтобы нагляднее представить чрезвычайные страдания этого бесноватого и великую чудодейственную силу Господа Иисуса, рассказывают только об одном из них.

И вот, они закричали,: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Могли ли так взывать к неизвестному Страннику люди, жившие в языческой стране? Могли ли они называть Его по имени, да еще Сыном Божиим? К тому же они были вне ума… Ясно, что устами их взывали злые духи, о которых слово Божие говорит, что бесы веруют и трепещут (Иак. 2, 19). И вот, «тогда как люди почитали Его за человека,- говорит святой Златоуст,- бесы, пришли исповедать Его Божество, и те, которые оставались невнимательными при укрощении бури на море (Мф. 8, 23-27), услышали теперь демонов, взывавших о том, о чем возвещало море своею тишиною». Не благоговение пред Господом заставляло бесов называть Его Сыном Божиим — для них нестерпимым мучением было само присутствие Христа,- но «будучи пронзаемы, воспламеняемы, они невидимо наказывались и обуревались сильнее моря»,- говорит святитель Иоанн Златоуст. И устами обуреваемых ими людей они, добавляет святитель, «исповедуют свою вражду, не могут сказать, что они не согрешили, признают, что для них настанет время Страшного суда и осуждения на вечные муки, и только как бы упрекают Господа Иисуса», жалуются, что Он прежде времени отнимает у них власть мучить людей.

Святое Писание учит, что злые духи в настоящем веке, до времени Страшного суда, не так связаны, как будут связаны тогда, после суда, и что до тех пор им попущено искушать и иногда мучить людей. В день же суда они окончательно будут осуждены на вечные мучения (2 Пет. 2, 4; Иуд. 1, 6). Злые духи знают это и как бы жалуются, что Христос преждевременно пришел мучить их, а потому и просят не посылать их в бездну, то есть в ад (Лк. 8, 31).

Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы. просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

Бесы просили Его… Значит, они ничего не могут сделать без воли Его и допущения. Даже свинье, как замечается здесь, они ничего не могут сделать без допущения Божия.

И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

«Гадаринцы,- пишет святитель Феофан Затворник,- видели дивное чудо Господне, явленное в изгнании легиона бесов и, однако же, всем городом вышли и молили Господа, чтобы Он отошел от пределов их. Не видно, чтобы они враждебно относились к Нему, но не видно и веры. Их объяло какое-то неопределенное страхование, по которому они желали только; иди мимо, куда знаешь, только нас не касайся.

Это настоящий образ людей, которые в имениях своих живут. Сложился около них порядок вещей не неблагоприятный, они привыкли к нему, ни помышлений, ни потребности нет, чтобы изменить или отменить что, и боятся они сделать какой-либо новый шаг. Чувствуя, однако, что если придет повеление свыше, то страх Божий и совесть заставят их отказаться от старого и принять новое,- они всячески избегают случаев, могущих довести их до таких убеждений, чтоб прикрываясь неведением, жить покойно в старых привычках.

Таковы те, которые боятся читать Евангелие и отеческие книги и заводить беседу о духовных вещах из опасения растревожить свою совесть, которая, пробудившись, начнет понуждать одно бросить, другое принять».

5971 5943