Надлежало же Ему [Иисусу] проходить чрез Самарию. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить… Женщина самаринская говорит Ему: как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются.
Самаряне образовались из смешения остатков израильских десяти колен, отведенных в плен ассирийским царем Салманасаром, с переселенными сюда жителями некоторых вавилонских областей. По возвращении иудеев из плена вавилонского самаряне, считая и себя потомками Авраама, хотели принять участие в построении второго храма иерусалимского, но, отвергнутые иудеями, начали вредить им, и с тех пор началась между ними вражда, продолжавшаяся до падения Иудеи и после того. Храм, построенный самарянами на горе Гаризим и разрушенный Иоанном Гирконом около 129 года до Рождества Христова, был еще большею причиною раздора между иудеями и самарянами. Самаряне, избрав гору Гаризим местом своего поклонения, основывались, по-видимому, на законе и древних примерах. Моисей повелел в своем законе произносить благословение на народ с горы Гаризим (Втор. 11, 29); здесь создавали жертвенники Богу патриархи Авраам и Иаков (Быт. 12, 6-7; 13, 4; 33, 19-20). Между тем, об Иерусалиме, как месте общественного богослужения, в законе Моисеевом нигде не упоминается и лишь впоследствии, по особому откровению Божию, Иерусалим был избран местом для построения храма.
Вопрос о месте истинного поклонения Богу был предметом постоянных споров и вражды между иудеями и самарянами; волновал, очевидно, этот вопрос и самарянку, пришедшую на колодезь и встретившую Иисуса. Она, как только догадалась из слов Христа, что говорит не с простым человеком, спешит узнать Его мнение по интересующему вопросу:
Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
Господь возвещает самарянке, что настанет новый порядок вещей, при котором противоположность между иудеями и самарянами в отношении к месту богопоклонения уничтожится. Люди будут поклоняться Богу, как Отцу, на всяком месте, потому что и богослужение тогда будет носить иной, духовный характер: …Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине.
Это выражение более всего возбуждает неправильные толкования у сектантов, отвергающих внешнее богослужение и всю обрядность. Выражение: Поклоняться духом и истиною — говорит о том, что человек прежде всего должен заботиться об очищении сердца, что ничего фальшивого, ложного, лицемерного не должно быть в его почитании. Сам Христос не только не отвергал внешние знаки молитвы, то есть обрядность, но и Сам употреблял их: преклонял колени, поднимал руки и очи к небу, благословлял, молился словами и дал образец молитвы. И мы, имея душу и тело, должны прославлять Бога в душах и телесах наших. Да и прямо неестественно, чтобы наши внутренние настроения как-либо не проявлялись вовне: От избытка сердца уста говорят (Мф. 12, 34), и не только уста, но и все тело наше отражает нашу душу. Разве не известно из обыденной жизни, что, когда человек грустит, он весь как-то опускается; наоборот, когда весел — весь оживает. Такова связь души и тела: сильные переживания обязательно выразятся в жестах и словах.