Евангелист Марк повествует о чуде, совершенном Иисусом Христом на другой день после Его славного преображения. В отсутствии Господа у учеников Его произошел спор с книжниками из-за того, что апостолы не могли изгнать нечистого духа из отрока, приведенного к ним в то время, когда Господь с тремя учениками был на горе Преображения. Книжники, вероятно, издевались по сему поводу над учениками Господа, поносили Самого Его и развращали народ, внушая, ему ложные понятия о действии и учении Христа.
Увидя внезапно появившегося Иисуса, народ изумился, видя на Его лице отблеск Божественной славы, которая осенила Его на горе во время преображения. Книжники, может быть, были застигнуты явлением Господа в таких суждениях о Нем и о Его учении, за которые они стыдились и страшились, как скоро пред ними явился и предстал Сам Господь Иисус. Впрочем, обычная кротость Господа вскоре рассеяла это чувство страха, и люди, радуясь появлению Господа, дерзновенно подбегая, приветствовали Его, воздавая Ему обычные знаки почтения.
О чем спорите с ними? — спросил Иисус. Вопрос обращен был к книжникам, но они, как видно, молчали, им стыдно было своих клевет, которые они расточали перед народом относительно Господа и Его учеников. Они уже не раз испытывали силу слов и действий Господа и удалялись посрамленными; вот почему они теперь молчали. Тогда отец бесноватого объяснил, в чем дело. Он привел больного сына своего, надеясь найти господа с Его учениками, но Иисус был в это время на горе Преображения и, не встретя Господа, обратился за помощью к ученикам, прося изгнать беса, но они не могли.
«Человек тот, — говорит блаженный Феофилакт Болгарский, — пришедши, винил учеников, что они не могли исцелить сына его; но Христос обращает обвинение на него самого и говорит как бы так: ты не имеешь веры, и потому ты сам виновен в том, что не исцелился сын твой. Впрочем, слова Иисуса относятся не к одному только этому человеку, а говорит Он вообще о всех иудеях, укоряя их за неверие». Иисус приказывает привести к Нему больного отрока. Страшный припадок бешенства овладел болящим, когда он увидел Иисуса Христа. Припадки эти были под влиянием духа нечистого, который не мог, конечно, быть спокойным, увидев перед собою Господа Иисуса.
Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Так говорил Иисусу отец бесноватого. Выражение если что можешь, несомненно, показывает слабость веры во всемогущество Господа; впрочем, эта слабость имеет некоторое извинение: видя перед своими глазами ужасные страдания своего несчастного сына и не получив исцеления от учеников, отец больного ослабел надеждою в возможность видеть когда-либо сына своего здоровым. Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему, — такими ободряющими словами отвечает Господь на просьбу отца бесноватого отрока. В это время со всех сторон к месту, где был Иисус Христос и больной бесноватый с отцом, стал стекаться народ. Господь избегал в это время возбуждения ненависти фарисеев и книжников против Себя и, всевластным словом изгнав нечистого духа, исцелил отрока от тех ужасных мучений, каким дух нечистый подвергал его.
Исцели, Господи, и наших мучимых бесовской силою отроков от их душевных недугов!