(Мф. 8:5-13)
Вслед за тем Господь вошел в Капернаум, где совершил чудо заочного исцеления слуги римского сотника, по-видимому стоявшего во главе римского гарнизона из сотни воинов, каковые гарнизоны стояли тогда стражей в некоторых городах Палестины, подвластной римлянам.
Этот сотник был язычником по рождению, но расположенным к иудейской религии, доказательством чего служит построение им синагоги. Слуга его, по св. Матфею, жестоко страдал, находясь в расслаблении, а по св. Луке, находился даже при смерти.
Св. Лука рассказывает более подробно, что сотник послал сначала ко Иисусу иудейских старейшин с просьбой придти исцелить слугу его, а затем послал друзей своих, после чего, видимо, как передает св. Матфей, и сам вышел навстречу подходившему к его дому Господу. В его словах, сказанных Господу: Не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой, — звучала столь необыкновенная для язычника вера и смирение, что Господь, как передают оба евангелиста, удивился и счел нужным отметить эту веру перед всеми окружающими, подчеркнув, что такой веры он не нашел и у самих представителей избранного народа Божия Израиля.
Далее, как передает уже только один св. Матфей, Господь, в опровержение ложного мнения евреев, будто только они одни могут быть членами грядущего Царства Мессии, предрек, что многие из язычников с востока и запада окажутся достойными вместе с ветхозаветными праотцами, наследовать это Царство, в то время как сыны Царства, т. е. евреи, за свое неверие в пришедшего Мессию, будут низвержены во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов.
В этих словах Господа Царство Небесное, как и во многих других Его речах и притчах, представляется под образом вечери или пира, во время которого на Востоке не сидели, а возлежали. Гостей, чем-либо провинившихся, выводили вон из комнаты, где происходила вечеря, во внешнюю ( кромешную ) тьму на холод, которые противополагаются светлой и теплой комнате: выгнанные гости скрежетали зубами от холода и досады — образ этот, весьма всем понятный, берется для того, чтобы нагляднее представить вечные мучения грешников во аде.
Вера и смирение сотника были сразу же вознаграждены: слуга его выздоровел в тот же час, как только Господь произнес: Иди, и, как ты веровал, да будет тебе!