ТОЛКОВАНИЕ НА ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ.Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.

…Был праздник иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды.

Овечьи ворота находились на северо-восточной стороне городской стены на пути чрез Кедронский поток в Гефсиманию. Назывались они так, вероятно, или потому, что через них прогонялись к храму жертвенные животные, или потому, что близ них был рынок, на котором продавались и покупались жертвенные животные. Около ворот находился водоем, образовавшийся от протекавшего источника. По-еврейски водоем назывался Вифезда, то есть «дом милосердия», так как он имел целительную воду. Источник, как многие минеральные источники, излечивал различные болезни, не поддающиеся действию других обычных средств, и, как некоторые из таковых источников, действовал особенно сильно по временам — периодически. Кажется, в этом источнике вода по временам проторгалась с особенною силою и изобилием и, вследствие этого, делалась особенно мутною и особенно целебною. Это проторжение в особом изобилии было невидимым действием Ангела Божия.

Около водоема, когда подошел Христос, находился между прочими больными расслабленный, страдавший тридцать восемь лет. Господь спросил больного, хочет ли он быть здоровым. Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода… Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел. Было же это в день субботний.

Евангельское чтение об исцелении расслабленного утешительно свидетельствует, что страждущие, лишенные на земле всякой надежды на силы и помощь ближних, не должны терять упования на Бога. Всемогущая благодать и помощь часто являются тем очевиднее и величественнее, чем беспомощнее среди людей состояние страждущего… Если иногда не является помощь для тела, то подается дивная помощь для души страждущего.

Господь исцелил расслабленного в субботу и тем явил нам, что дни праздничные преимущественно святятся добрыми делами. По исцелении расслабленного Небесный Врач сказал ему: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Итак, болезни, по свидетельству слова Божия, произошли от недугов душевных — от грехов. Врач душ и телес для предохранения от болезней внушает исцеленным не грешить, а тем самым и всем нам внушает удаляться от грехов.