(Мф. 22, 1-14)
Евангельская притча о браке царского сына изображает призвание всех людей в Царство Небесное — Церковь Христову спасительную. Как приточный царь на брак сына своего, так зовет Бог всякого на пир веры во имя Своего Единородного Сына. Но подобно тому, как в притче первые званые гости, почетные граждане, пренебрегли приглашением, сделанным заблаговременно, и на последний зов при начале пира ответили отказом, даже оскорбив и избив посланных к ним царских слуг,- так избранный народ еврейский, веками приготовлявшийся ко вступлению в Царство Мессии, в последний момент не пошел на зов Христов, в Его Церковь, предварительно пренебрегши увещаниями пророков Божиих.
Разгневанный царь в притче убил непочтительных граждан и город их сжег. Подобное претерпели и иудеи при разрушении Иерусалима. На место недостойных прежде званых гостей созвал царь гостей с улицы. Этим случайным участникам пира, очевидно, и даны были брачные одежды. Таков был обычай, да иначе и нельзя было бы понять царя, упрекнувшего одного из гостей, вошедшего без этой брачной одежды.
Этот созыв случайных гостей изображает призвание в Церковь мытарей и грешников, а затем язычников. Однако для вступления в Церковь от каждого требуется одеться в брачную одежду, предлагаемую царем — Богом. Это — чистая одежда души, омытой благодатию крещения и возрождением приуготованной на благие дела. Такая одежда возлагается на всякого, вступающего в Церковь, знаком чего и у нас служит белая одежда, возлагаемая на новокрещенного. Но это одеяние души требует заботы от самого человека, чтобы быть чистым.
Пренебрег брачной одеждой один из гостей царевых, вошел на пир, не имея одеяния брачного, и был извержен вон, осужден на плач и скрежет зубов. Так точно не может остаться участником Царствия Божия ни один из принявших крещение, если своим трудом и усердием не будет оберегать в себе чистоты душевной, если не будет заботиться о совершении добрых дел. Спасает Господь, приводит в Свой чертог всякого, но совершается спасение непременно при добровольном участии и содействии самого человека. Мало — только знать это, мало лишь веровать в Бога, надеясь, что Он Сам нас спасет, как и у нас говорят и дерзают учить некоторые заблуждающиеся христиане — сектанты; нет, нужно, приняв верою благодать Божию, самому потрудиться для своего спасения, чтобы эта благодать не пропала в нас.
Знал нерадивый гость из притчи, что нужно быть на царском пире в брачной одежде, получил ее, но не надел. Кроме нерадения и невнимания к благодетелю-царю не было у него причин к такому поведению, потому и не мог он ничего сказать на первый, еще не грозный, но кроткий упрек: Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? И за то, что, зная, что ему делать нужно, не сделал,- он наказан. Так, значит, и мы не можем надеяться лишь на свою веру в Бога, но обязаны показать эту веру в делах своих.