(Мф. 21, 33-42)
Евангельское чтение предлагает нашему вниманию притчу Христову о злых виноградарях, которые, получив от хозяина устроенный виноградник, не захотели отдавать вовремя плодов его посылаемым к ним рабам и били, и убивали последних; затем, когда хозяин прислал к ним сына своего в надежде, что постыдятся сына моего, простерли свою дерзость до того, что решили убить сына-наследника, дабы завладеть его наследством; и, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. По приговору слушателей притчи, хозяин злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус Христос подтвердил этот приговор, сославшись и на древнее пророчество о камне, который отвергли строители, но который сделался главою угла, ибо это — от Господа.
Общий смысл притчи понятен для нас, как поняли его и слушатели Христовы. Виноградник — это избранное Богом общество человеческое, Израиль, который насажден, огражден и управлен промыслительным попечением через посредство закона (ограда), жертв (точило), храма (башня). Но не оставлен этот виноградник сам себе. Он должен приносить плоды для хозяина — жизнь добрую и праведные дела. Возделывать виноград и поставлены делатели — руководители. Горе тем вождям народным, которые, забывшись, присваивают себе достояние Божие; не волю господина творят, но ищут исполнения своих вожделений. Воля Господня совершится, но презирающие ее зло пострадают. Так, вожди древнего Израиля, забыв, что им на хранение и возделывание предан народ еврейский, творили свою волю, избивая пророков Божиих, и довершили свое противление Богу, пригвоздив ко кресту Сына Божия, намереваясь в своих руках удержать достояние Божие. Но камень, отвергнутый этими строителями судьбы народной, — Христос — стал главою угла: Он создал Свою Церковь, из ограды которой изгоняются противящиеся Ему, виноград Свой Он отдал другим делателям-руководителям.
Речь Христова о камне является ссылкой на 117-й псалом, В этом псалме Давид благодарит Бога в храме после низложения врагов своих. Государство еврейское сравнивается там со зданием, строителями коего были Саул и старейшины. Камень, ими отверженный, был Давид, которого потом Сам Бог положил во главу угла, сделав царем и победителем.
Из этой притчи и для нас назидание. Мы составляем теперь достояние Божие — Божий виноградник, на нас простираются промыслительные заботы, чтобы мы приносили плоды — жизнь богоугодную, по Божиим заповедям. От Бога поставляются делатели-наставники, руководители: это наши духовные пастыри, под руководством которых потщимся исполнять волю Божию, дабы избежать такой злой участи, какую приготовили для себя злые виноградари из притчи Христовой.