ТОЛКОВАНИЕ НА ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ. Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых.

(Мф, 10, 32-33, 37-38; 19, 27-30)

…Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

Господь, посылая апостолов Своих на проповедь, побуждал их небоязненно, открыто исповедовать, и словом и делом свидетельствовать пред целым миром, что они веруют в Него как истинного Бога, что они никогда не отрекутся от Него, своего Спасителя и Господа, хотя бы пришлось и умереть за такое исповедание.

«Господь говорит здесь ко всем вообще, а не к одним ученикам. Он всех хочет сделать мужественными. Ты приобрел больше для себя, говорит Он, за то, что ты первый Меня здесь исповедал; и Я обогащу тебя более, ибо Я исповедаю тебя там. Что же ты заботишься и беспокоишься? Если ты сделаешь что-нибудь доброе и не получишь здесь за сие воздаяние, не смущайся: в будущем веке ожидает тебя за это сугубая награда. Если же сделаешь что-нибудь худое и останешься без наказания, то тебя постигнет там наказание, если только не переменишься»,- говорит святитель Иоанн Златоуст.

Исповедовать — значит объявлять во всеуслышание то, что человек думает или чему верит. Исповедовать Христа значит не только внутренне веровать, но и словом и делом свидетельствовать, что Он есть истинный Бог, воплотившийся для спасения людей, и признавать и содержать все Его учение. И вера наша должна проявляться в исповедании как устами, так и делами. Если мы сердцем веруем во Христа, дорожим Его святыми заповедями, но стыдимся или боимся открыто пред людьми говорить об этом, то мы — лжецы, лицедеи и малодушные животолюбцы. Это значит, что страх пред людьми в нашем сердце сильнее веры во Христа. Закон духа таков: От избытка сердца глаголют уста (Лк. 6, 45). Кто любит Бога всем сердцем, тот не будет молчать о Возлюбленном.

Силой этой Божественной любви, помощию Божией благодати святые мученики и исповедники с радостию шли на страшную смерть и среди ужасных мучений прославляли Бога. Красноречивые увещания, льстивые обещания, нестерпимые мучения, изобретаемые мучителями для того, чтобы исторгнуть от них только одно — слова: «Я отрекаюсь от Христа»,- все было напрасно: они умирали и в своей смерти торжествовали победу над гонителями Святой Церкви Христовой.

И ныне, как и в первые времена христианства, когда тьма неверия и лжеверия облегает с разных сторон, когда плевелы ересей и расколов прозябают и растут на разных местах обширной нивы Господней, когда голос лжеименной мудрости громко и гордо вопиет наперекор кроткому гласу евангельской истины, можно или исповедать Христа, встав на поприще исповедников и даже мучеников, или отречься от веры Христовой и тем самому подвергнуться отречению.

…Кто отречется от Меня пред людьми, кто не признает Меня Искупителем мира, отвернет Меня и Мое учение, или же, называя себя Моим последователем, на деле будет оскорблять Меня грешными делами, нерадением о своем спасении, уклонением от Святой Церкви, которую Я созижду на земле для спасения людей,- отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

Для каждого из нас, во всякое время жизни, есть ближайшее поприще, на котором мы можем приобщаться подвигов и награды исповедников. Жизнь каждого христианина должна быть высоким и святым поприщем исповедания веры, упования и добродетелей любви. И сколько бывает самых обыкновенных случаев в жизни, когда мы или уклоняемся от этого поприща, или сходим с него не со славою победы, достойной верного и непреклонного исповедника имени Христова, а с позорным пятном измены заповеди Господней!
«Трудно ли исповедать Господа? — пишет святитель Феофан Затворник.- Никакого нет труда. Какой труд сказать, когда требуется, что Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и Бог, Который ради нас пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, погребен, воскрес в третий день, восшел на Небеса, и сидит одесную Бога Отца, и опять придет судить живых и мертвых; что Он послал Духа Святого на святых апостолов, силою Его устроивших на земле Святую Церковь, которая, научая истине и освящая Таинствами, правильным путем ведет всех верных чад своих в Царство Небесное? Все это мы повторяем всякий раз, когда слышим и читаем символ веры. Так возьми эти истины, запечатлей их в сердце своем и будь готов, не боясь никакого человеческого лица, заявить, что так, а не иначе нужно веровать, чтобы спастись, готовясь вместе и потерпеть то, что за это в ином случае достанется тебе. Заграждай уста учителей лжи и хулителей христианства словом истины — и получишь то, что обетовано Господом. Ты исповедуешь Его Богом и Спасителем перед людьми, а Он перед Богом Отцом исповедует, что ты верный Его последователь и исповедник».