Последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой.
Во время праздника Кущей, установленного в память благодеяний Божиих евреям во время сорокалетнего странствования их по пустыне и, в частности, в воспоминание о чуде изведения Моисеем воды из камня, Иисус Христос появляется в храме в самый торжественный, последний великий день, когда народ, оставив кущи (палатки), собирался в храме, чтобы отсюда разойтись по своим домам.
Жертва возлияния воды, совершавшаяся первосвященником, подала повод Иисусу Христу торжественно — стоял и возгласил — поучать народ о благодатных дарах Святого Духа под образом воды живой. «Кто пламенеет желанием,- говорит святитель Иоанн Златоуст об этих словах Спасителя,- жаждет истины и благодати (то есть духовных потребностей), идите ко Мне. Пьющий от Меня с верою сам получит удовлетворение, и из чрева (то есть сердца; ср: Пс. 39, 9) его потекут реки воды живой; верующий станет источником, из которого будут черпать обильнейшие дары — реки — благодати Святого Духа — воды живой.
Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен. Евангелист поясняет, что под водою Иисус Христос разумел дары Святого Духа, которые во всей полноте верующие должны получить по прославлении, то есть после искупления посредством креста, коим, по словам святого Иоанна Златоуста, человечество примирено с Богом и по вере стало способным принимать дары благодати.
Личность и слова учения Господа возбудили во многих веру в Иисуса Христа, как в Мессию или как пророка — предтечу Мессии. Другие не признавали Его за Мессию, так как Мессия придет, по их мнению, не из Галилеи, а из Вифлеема. Из числа последних некоторые хотели схватить Иисуса Христа. Но даже слуги фарисеев, посланные схватить Христа, не дерзнули поднять на Него руки, оправдываясь пред пославшими их, что никто так не говорил, как говорит Сей Человек.
Народ сей, то есть необразованный, невежда в законе, своим сочувствием Иисусу до того раздражил «образованных» фарисеев, что они в ярости хотя и разражаются проклятием на эту не знающую закона толпу, но расходятся по домам, на этот раз не сделав зла ни Христу, ни сочувствовавшему Ему, тайному ученику Его Никодиму.
Какие же дары благодати, за которыми призывает к Себе Иисус Христос? Во-первых, христианская истина, которая, будучи познана рассудком, станет вполне доступна для понимания лишь тогда, когда затем, во-вторых, проникнет далее рассудка — в самое сердце», сделается достоянием сердца и воли, то есть когда полюбят ее, станут жить по ней. Иисус Христос принес в мир новые благодатные учение и жизнь. В обладание этим новым духовным миром нас вводит Дух Святой, возрождая чрез Церковь наши разум и сердце. Этот новый мир есть мир света и истины, мир правды, мира и радости о Духе Святом (Рим, 14, 17), или мир духовный, Божественный. В противоположность этому духовному миру есть мир земной, дружба с которым есть вражда против Бога (Иак. 4, 4; Рим. 8, 7; ср.: Ин. 15, 19).