Претерпевшие до конца

1 февраля исполняется 150 лет со дня рождения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

8 февраля – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Начало празднования памяти святых новомучеников и исповедников Церкви Русской было положено тогда, когда они, эти люди, ещё жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига.

Не ведая того о себе и пророчески предвидя будущее России, они на Всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917-1918 гг. объявили: «Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (…) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».

На этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, ещё воочию была видна древняя церковная слава  России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее – непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая Русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней. 

Путь мученичества, начертанный Христом: «…возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая… в темницы, и поведут пред… правителей за имя Мое…» (Лк. 21: 12), – открылся христианам со всей очевидностью ещё с апостольских времён. Но для России час испытания её веры, час подвига за Христа пришёл в XX веке, ибо не без России Вселенская Церковь должна была достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. 

Так почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах русских людей. И цель оправдывала средства. В относительно короткий период – за семьдесят лет – земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и исповедников. 

Первый период кровопролитных массовых гонений на Церковь Христову начался после декрета об изъятии церковных ценностей и опубликования в печати списка «врагов народа», первым в котором был Патриарх Тихон, а вслед за ним епископы, священники – вся лучшая часть русского духовенства. К концу 1922 г. был расстрелян по суду 2 691 человек из белого духовенства, 1 962 монаха, 1 447 монахинь и послушниц. Это перечень лишь тех, чьи «судебные» дела сохранились, а сколько их, безвестных, убиенных без суда и следствия, предстало пред Богом в убелённых страданием победных ризах! 

Первым, кто стал во главе новомучеников Российских, был Патриарх Русской Церкви, святитель Тихон. Это он своим первосвятительским благословением указал чадам Церкви Российской единственно верный путь в «новой» жизни: «А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовём вас, возлюбленные чада Церкви, зовём вас на эти страдания вместе с собою… Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, – благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него». 

Принимая патриарший посох, святитель Тихон знал предлежащий ему путь и не отрёкся от крестного подвига. «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «Плач, и стон, и горе»… Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них, во вся дни», – сказал Владыка Тихон в день своего избрания. И его умирание началось с первых дней. 

Патриарх Тихон в сонме мучеников Российских, казалось, был лишён мученического венца, но по силе страданий он стал первым. Его бескровное мученичество было непрестанным в течение долгих семи лет. Ежедневно, ежечасно, до последнего дня жизни, до смерти. 

Для пользы Церкви он принял подвиг менее видный, более будничный, подвигом и не кажущийся. Он боролся с врагом – его насилием, издевательством и коварством – за свободу Церкви. И Церковь, сохранённая этим подвигом, взывает ныне: «Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас». 

Подготовила
Елена Добронравова

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №4 (193)