Бессилья лёд сковал мне руку,
И ужас душу обуял:
За что он принял эту муку,
За что напрасной жертвой пал?
За то ль, что у кормила власти
Он добротой пленял сердца
И оставался в час напасти
Заветам верен до конца?
За то ль, что тёплой веры пламя
Всю жизнь в душе своей хранил,
И, стойкий рыцарь, чести знамя
Перед угрозой не спустил?
И он погиб…безвинной кровью
Омылась снежная земля.
Он умер там, где жил с любовью, –
В стенах Московского Кремля…
Лидия Кологривова
Великий князь Сергей Александрович – сын Царя-Освободителя Александра II, брат Царя-Миротворца Александра III, дядя Царя-Мученика Николая II – был видным государственным деятелем кануна русской катастрофы, непонятый и даже оболганный как при жизни, так и посмертно.
Образцовый губернатор.
Около четырнадцати лет великий князь Сергей Александрович занимал пост Московского генерал-губернатора и проявлял попечение не только о Москве, но и о десяти прилегающих к ней губерниях.
Сергей Александрович развернул невероятную деятельность, задавшись целью сделать город равным европейским столицам. Москва при нём стала образцовой: чистая, аккуратная брусчатка, наличие городовых, выставленных в зоне видимости друг друга, идеальная работа коммунальных служб, образцовый порядок во всём… Благодаря его усердию было налажено электрическое освещение улиц (построена центральная городская электростанция), возведён ГУМ и новое здание Консерватории, отреставрированы башни Кремля. По первопрестольной стал ходить первый трамвай, открылся первый общедоступный театр, а центр города был приведён в идеальный порядок.
Вступив на должность, Сергей Александрович объездил все подведомственные ему губернии, посетил и самое опасное место столицы, рассадник нищеты и преступности Хитровку, чтобы самому увидеть и узнать насущные проблемы.
Неудивительно, что среди многочисленных общественных постов, которые занимал Сергей Александрович, было почётное членство в Московском благотворительном тюремном комитете, почётное председательство в Обществе покровительства беспризорным и освобождённым из мест заключения несовершеннолетним, действительное президентство в Обществе попечения о детях лиц, ссылаемых по судебным приговорам в Сибирь.
Являясь покровителем, главой или почётным членом многих общественных, благотворительных, научных и культурных учреждений, Сергей Александрович поддерживал многочисленные начинания, направленные на упрочение и развитие в Москве нравственности, духовности, просветительства.
Обет.
Рождению великого князя предшествовало необычное событие. В сентябре 1856 года, после своей коронации, его отец Александр II с супругой Марией Александровной посетили Троице-Сергиеву лавру и независимо друг от друга тайно обещали перед мощами преподобного Сергия, если у них родится мальчик, назвать его Сергеем. Мальчик появился на свет в следующем году.
В честь этого события московский митрополит Филарет (Дроздов) произнёс особую проповедь, отметив, что рождение великого князя – «знамение во благо», знак благословения Божия. Сергей Александрович был уже седьмым ребёнком в семье, но он первый рождался порфирородным – после воцарения отца.
Верность Богу и Отечеству.
С ранних лет великий князь хорошо усвоил такие понятия, как долг, честь, верность. Когда в 1865-м году восьмилетний Сергей вместе с мамой приехал в Москву для отдыха и лечения, он удивил всех тем, что попросил вместо развлечений показать ему архиерейское богослужение в Кремле и выстоял всю службу в Алексеевском храме Чудова монастыря.
Глубокую искреннюю веру, заложенную в нём с детства, он сохранил на всю жизнь, являя пример христианского смирения, благочестия и верности Русской Церкви.
Великий князь был твёрдо убежден, что либерализм в политике тесно связан с повреждением нравственности. Естественно, что из-за подобных взглядов Сергей Александрович нажил себе множество врагов в «передовом» русском обществе, охваченном либеральными и даже революционными настроениями.
Суженая.
В соединении Сергея Александровича с Елизаветой Федоровной – принцессой из Гессен-Дармштадта, будущей русской святой – есть что-то предопределённое. Они как будто заранее были суждены друг для друга. Благородство и рыцарственность, искренний и правдивый характер великого князя всерьёз очаровали Елизавету Феодоровну ещё в годы ранней юности, и все другие претенденты на её руку получали отказ.
Эти два молодых человека необычайно подходили друг другу. Расставание хотя бы на один день было для обоих тяжким наказанием. Их объединяло живое христианское чувство и стремление помочь ближнему. То сочувствие, деятельное участие в жизни ближнего, которые Елизавета Федоровна видела в своей семье, нашло поддержку и развитие в новой среде, среди Романовых.
Уже в подмосковном имении Ильинском, где молодые провели медовый месяц, они вместе устроили родильный приют. Как могли, старались улучшить крестьянскую жизнь и были восприемниками множества крестьянских младенцев.
Милосердная чета.
Сразу после вступления в новую должность в 1891 году великий князь Сергей Александрович обратил внимание московского митрополита Иоанникия на то, как много в столице детей, оставшихся без попечения родителей. Вскоре в генерал-губернаторском доме на Тверской было открыто Елизаветинское общество попечения о детях. При 11 городских благочиниях стали действовать 220 комитетов общества, повсюду организовывались ясли и детские приюты. Для беднейших детей устанавливались именные стипендии. При своём вступлении в должность генерал-губернатора Сергей Александрович пожертвовал в пользу бедняков столицы огромную по тем временам сумму.
Сергей Александрович задался целью разрешить «проклятый» для тогдашней России рабочий вопрос. Он прилагал все старания для улучшения жизни рабочих, видя необходимость в организации обществ взаимопомощи. Рабочие получали возможность законным образом направлять свои претензии работодателям. А в случае неисполнения их требований – послать свой протест непосредственно в государственные органы. Ни много ни мало – в полицию! Это было удивительное время. Полицейские чины под руководством С.В. Зубатова, ближайшего помощника Великого князя, рассматривали рабочие жалобы, а фабриканты скрепя сердце спешили их удовлетворять. Крупный московский заводчик Юлий Гужон, не желавший выполнять справедливые требования своих работников, получил полицейское предписание в течение 48 часов покинуть пределы России и удалиться в родную Францию.
Общества рабочей взаимопомощи создавались при непременном участии священников и обращались к идеалам Евангелия. Это были своего рода христианские профсоюзы.
Подобная политика Сергея Александровича возбуждала злобу как революционеров, так и капиталистов.
Последние дни.
1 января 1905 года Сергей Александрович ушёл в отставку, но продолжал командовать Московским военным округом и оставался для революционеров опасным. На него открыли настоящую охоту. Каждый день Сергей Александрович получал записки угрожающего содержания.
Зная о том, что на него готовится покушение, он перестал брать с собой адъютанта, а полицейскому сопровождению велел держаться на безопасном расстоянии от своего экипажа. 4 (17) февраля в обычное время великий князь выехал в карете из ворот Никольской башни Кремля – и был разорван «адской машиной», брошенной террористом Иваном Каляевым.
Носилки, на которые великая княгиня Елизавета Федоровна своими руками собрала останки мужа, были принесены в Алексеевский храм Чудова монастыря. Именно здесь маленький Сергей отстоял когда-то архиерейскую службу…
Вечная память великому князю Сергею Александровичу!
Наталья Домнина
Елена Добронравова