2 ноября исполняется 125 лет со дня кончины в 1894 году царя-миротворца Александра III.
Вступление наследника цесаревича Александра Александровича на престол состоялось на следующий день после смерти его отца императора Александра II, убитого террористами. «Вам достаётся Россия смятенная, расшатанная, сбитая с толку, жаждущая, чтобы её повели твёрдою рукою, чтобы правящая власть видела ясно и знала твёрдо, чего она хочет и чего не хочет и не допустит никак…» — писал тогда Константин Петрович Победоносцев, один из выдающихся политических деятелей того времени, учитель Александра III.
Манифестом от 29 апреля 1881 года Александр III провозгласил намерение привести Россию к порядку и спокойствию:
«Глас Божий повелевает нам стать бодро на дело правления, в уповании на Божественный промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё покушений….
Посвящая себя великому нашему служению, мы призываем всех верных подданных наших служить нам и государству верой и правдой к искоренению крамолы, позорящей Русскую землю, к утверждению веры и нравственности, к доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению правды в действии учреждений».
Порядок в России наводился строгой рукой. Александр III принимал решения, руководствуясь голосом совести. Всё, что было направлено ко благу отечества, всемерно поощрялось. Правление Александра III было ужасным лишь только для тех, кто не желал видеть Россию великой и православной державой.
Несмотря на ограничительные меры по отношению к студенчеству и интеллигенции, именно в годы правления Александра III наблюдался бурный рост национального самосознания, выразившийся в расцвете русской культуры, искусства, философии. К 1894 году в России насчитывалось 52 высших учебных заведения, 177 мужских гимназий, 58 прогимназий, 104 реальных училища, 55 духовных семинарий, 163 женские гимназии Министерства народного просвещения, 61 женское епархиальное училище, 30 институтов, 30 женских гимназий ведомства императрицы Марии Фёдоровны и 34 кадетских корпуса.
Шло активное формирование национальной медицинской клинической школы. Среди светил медицинской науки того времени были такие корифеи, как С.П. Боткин, Ф.И. Иноземцев, И.М. Сеченов, Г.А. Захарьин, Ф.Ф. Эрисман, Н.В. Склифосовский. В 1886 году были выделены средства для строительства крупнейшего в Европе клинического городка медицинского факультета Московского университета, ставшего одним из центров отечественной науки и врачебной практики. В стране в то время насчитывалось свыше 3 000 учёных и литераторов, 4 000 инженеров, 79 500 учителей, 68 000 частных педагогов и около 19 000 врачей.
Бурный рост наблюдался и в сельском хозяйстве. На долю сельскохозяйственной продукции приходилось 81,5 % всей экспортной выручки государства. Появились новые отрасли сельского хозяйства, такие как промышленное сыроварение и маслоделие. Заботе о русском крестьянстве государь придавал особое значение.
От Александра III, безусловно, требовались титанические усилия, чтобы твёрдой рукой вести Россию по намеченному курсу. Опорой и поддержкой на этом пути ему всегда служила горячая вера и упование на волю Создателя. «Так отчаянно тяжело бывает по временам… — писал государь, — главное – верю в Бога и верю, что настанут, наконец, счастливые дни для нашей дорогой России. Часто, очень часто вспоминаю я слова святого Евангелия: «Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Мя веруйте». Эти могучие слова действуют на меня благотворно. С полным упованием на милость Божию кончаю это письмо: да будет воля Твоя, Господи!»
Будучи цесаревичем, Александр Александрович участвовал в военных действиях на Балканах и видел все ужасы, связанные с войной. «Всякий правитель, которому Богом вверен народ, — писал государь, — должен принимать все меры, для того чтобы избежать ужасов войны». Эти слова Александра III не разошлись с делом – все годы его царствования Россия жила в мире. Народ оценил это в полной мере, назвав своего царя «миротворцем».
Александр III не искал союзников и не верил льстивым дипломатическим речам. «У России есть только два союзника – её армия и флот», — любил повторять он.
Государь вставал в семь утра, умывался холодной водой, облачался в крестьянское платье, сам варил кофе и, наполнив тарелку сушками, завтракал. В распоряжении у него была целая армия прислуги. Но он никого не беспокоил.
Помимо аудиенций и государственных приёмов, на которых он присутствовал, каждый день на стол перед ним ложились кипы указов, приказов, донесений, которые ему следовало прочитать и подписать. Его рабочий день продолжался до глубокой ночи; он не щадил ни себя, ни своих министров. По настоянию императрицы и врачей он дал слово, что будет заниматься только до 3 часов ночи, и приказал, чтобы ему напоминали о времени. Если Александр не прекращал занятий, то камердинер должен был доложить второй раз, после чего он был обязан тушить свет, несмотря на протесты императора.
17 октября 1888 г. царский поезд, в котором император совершал путешествие, потерпел крушение недалеко от Харькова. Были жертвы среди прислуги в семи разбитых вагонах, но царская семья осталась цела. При крушении обвалилась крыша вагона-столовой; как известно из рассказов очевидцев, Александр удерживал крышу на своих плечах до тех пор, пока из вагона не вышли его дети и жена и не прибыла помощь.
Но вскоре после этого император стал чувствовать боли в пояснице — во время крушения поезда ему повредило почки. Болезнь постепенно развивалась, а после простуды в 1894 году начала быстро прогрессировать. Государя отправили на лечение в Крым, в Ливадию, где он вскоре и скончался.
Александр III являл собою подлинный образ православного русского монарха, который руководствовался в своём служении евангельскими заповедями и всемерно уповал на помощь Божию.
Подготовила Елена Добронравова