27 февраля – начало Великого поста.
Дорогие братья и сёстры!
Наступает время, особое для христианина, – Великий пост.
Каждый, кто всем сердцем хоть раз прикоснулся к этому благодатному дару, данному нам для обновления и очищения, ждёт этих святых дней.
Храм в это время становится местом особого богослужебного действа, отражающего состояние человеческой души. Чтобы лучше понять глубину и премудрость литургической жизни этого периода, необходимо раскрыть понятие «пасхальный цикл».
Пасхальный цикл объединяет собой покаянные и праздничные дни, смысловым и хронологическим центром которых является День Светлого Христова Воскресения (Пасха).
Пасхальный цикл длится 18 недель и, в свою очередь, делится ещё на два периода.
Первый период – покаянный, он предшествует Пасхе. В него входят:
• три подготовительные недели (седмицы) к Великому посту;
• Святая Четыредесятница, т.е. сорокадневный пост, завершающийся в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы;
• Страстная седмица.
Четыредесятница и Страстная седмица и составляют, собственно, Великий пост в традиционно-бытовом понимании.
Второй период пасхального цикла – праздничный – начинается с Дня Святой Пасхи и заканчивается через неделю после Дня Святой Троицы, когда празднуется память Всех святых.
В этом году покаянный период пасхального цикла начинается 5 февраля. Именно с этого воскресного и в течение трёх недель Святая Церковь готовит человека к вступлению в Великий пост.
В течение первой подготовительной недели (5-11 февраля) мы вспоминаем евангельскую притчу о мытаре и фарисее (Лк. 18: 10-14). И мытарь, и фарисей молились Богу. Но если мытарь, осознав свои грехи, молился с глубоким покаянием, то фарисей пришёл к Богу с гордо поднятой головой, надмеваясь своей праведностью. На их примере Святая Церковь учит нас, что первое условие для устроения добродетельной жизни – смирение и покаяние, а главное препятствие – гордость.
Вслед за этой седмицей мы вступаем в Неделю блудного сына (12-18 февраля), когда на богослужениях вспоминается покаяние и возвращение покинувшего родной дом сына (Лк. 15: 11-32). На примере отца, с радостью принявшего блудного сына, Церковь свидетельствует нам о неисчерпаемом милосердии Божием ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу, а также о том, что никакой грех не может победить человеколюбия Божия.
Последняя подготовительная к Великому посту седмица –мясопустная(19-26 февраля). В течение неё уже не вкушается мясная пища. На богослужении этих дней вспоминается всеобщий, последний Страшный суд живых и мёртвых (Мф. 25: 31-46), чтобы люди в надежде на неизреченное милосердие Божие не пребывали в нерадении и беспечности о своём спасении: да, Бог милосерд, но Он и праведный Судия.
Прохождение Великого поста христианином во многом зависит от того, как он провёл подготовительные к нему дни. А посему искренне желаю каждому из нас вступить в спасительные дни Великого поста с мирным и никого не осуждающим сердцем и глубоким покаянным чувством.
С любовью о Господе,
протоиерей Николай Струков
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №2 (218)