Спасение страны. 4 ноября – празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. День народного единства

4 ноября — празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. День народного единства.

Дорогие Братья и Сёстры!

В День народного единства мы вспоминаем один из самых трагических  периодов в истории нашего Отечества.

Тогда наша страна фактически    оказалась на  грани  исчезновения с карты мира – и перед лицом почти неизбежной катастрофы была спасена Промыслом Божиим и верностью людей.

Мы существуем как единый народ только благодаря тому, что в то время нашлись люди веры и долга, которые отстояли независимость и самостоятельность государства. Они достойны нашей благодарной памяти.

В этот день мы вспоминаем не столько  победу над внешними врагами, не столько изгнание из пре- делов нашего Отечества интервентов, сколько преодоление Смуты, кровавой междоусобицы и братоубийства. Важны ли для нас сегодня «преданья старины глубокой»? Имеют ли отношение к нашей нынешней жизни трагические события того времени?

Безусловно, уроки тех лет важны и сейчас, и будут важны всегда, потому что это была не последняя смута в истории Руси. Нужно понять, в чём причины смуты и как она была одолена. Это вопрос безопасного настоящего и будущего нашего общества, и он касается без исключения каждого из нас.

Смута – это пример социальной болезни, когда поражёнными оказываются не тела, а души людей. И нам важно понять, как она возникает и как она была побеждена. Можно искать политические или экономические причины – и, наверное, их возможно найти, – но подлинные корни этой беды прежде всего нравственные: когда в обществе ослабляются узы, которые связывают людей в один народ, когда распадаются традиционные социальные связи, когда каждый живёт своей жизнью, обособленно, и ставит личные интересы выше интересов всего социума и государства, когда индивидуальное побеждает общественное.

Многие из тех, кто обладал властью, употребляли её на то, чтобы реализовать свои желания и амбиции  в ущерб стране и людям. Многие, пренебрегая своими обязательствами, искали, к кому переметнуться, у какой из противоборствующих сторон приобрести большую  для  себя  выгоду. И как всегда бывает в таких случаях, явились люди, использующие общую беду для личного возвышения и обогащения. Разбойные банды наводнили страну, грабя и убивая соотечественников. Но как же была спасена наша страна? Спасена она была усилием воли народа, движением, возникшим в глубине народной жизни. Откуда появилось само это движение, что побудило людей забыть о своих личных интересах и объединиться ради спасения Родины? Верность Отечеству  и искренняя вера, которая дала им сознание общности и долга, понимание  того, что без общенациональной солидарности общество обречено на распад и уничтожение.

Итак, общество и государство погибает, когда люди начинают искать личных или сословных выгод в ущерб общему благу, и спасается, когда находится достаточно людей, готовых на труды и жертвы ради страны.

Как же не допустить ничего подобного в будущем? Здоровье  социального  организма рушится не в один день – и не в один день созидается. Все люди – и представители власти, и рядовые граждане – ответственны за то, чтобы созидать и поддерживать те отношения доверия и солидарности, которые должны существовать в обществе.

«Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других» (Фил. 2:4), – говорит апостол Павел. Готовность послужить ближнему и обществу в целом – это не просто нравственный призыв, это необходимое условие выживания общества. Нужно сделать нравственный выбор: повернуться от себя к ближним, набраться мужества служить другим сейчас, жертвуя чем-то. И тогда не наступит  смута,  во время которой придётся жертвовать всем.

Пусть же Господь  даст нам мудрость и силы сохранить духовное наследие предков, мужество построить такое общество, которое будет соединено любовью, взаимной преданностью, доверием и долгом.

С любовью о Господе,
протоиерей Николай Струков

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №11 (215)

1612 год. Русское народное ополчение –
К. Минин и Д. Пожарский