24 апреля – Вход Господень в Иерусалим
С 25 по 30 апреля – дни Страстной седмицы
Дорогие братья и сёстры!
Что же произошло в Иерусалиме, когда Господь, сидя на молодом осле, входил в Святой Град в преддверии праздника Пасхи?
Мы знаем, что ожидания народа тогда не оправдались. Спасителя встречали как победителя, потому что Он воскресил Лазаря, значит, победил все законы человеческого естества. Значит, Он обладает такой огромной силой, что и представить сложно!
«Милосердие Божие и человеческое не равны между собою, а отличаются одно от другого, как зло от добра».
Святитель Иоанн Златоуст
Поражённые могуществом Спасителя, люди преклоняли пред Ним колени и кричали «Осанна!», примеряя эту силу к решению всех тех задач, которые существовали тогда в народе иудейском (в том числе задач политических, как, например, освобождение от римлян). И каждый, наверное, думал: «Он и мне поможет, если сумел воскресить Лазаря».
Но что случилось потом? Глубочайшее разочарование толпы, никакого всемогущества. Его бьют, как самого последнего раба и грешника, плюют Ему в лицо, истязают, отдают язычникам, что было особым позором для иудеев. И те, привязав Его к столбу, избивают до полусмерти страшными римскими плетьми: к каждому ремешку такой плети привязывался металлический шарик. И вот этой страшной римской плетью избивается Тот, кто ещё совсем недавно воскресил Лазаря…
Какая же вера от этого не надорвётся? Почему Он не встанет и не поразит римлян? Почему не откроет пред иудеями, так жаждавшими этого, небеса, чтобы все увидели славу Божию?!
Ничего этого не случилось. Более того, Он повержен и, наконец, распят, умерщвлён самой позорной смертью.
Весь энтузиазм, все иллюзии разом разрушились… И на их месте воцарились раздражение, злоба, разочарование. Поэтому можно сказать, что эти страшные крики «распни Его!» были не только от наущения со стороны книжников, фарисеев и первосвященников, хотя и внушение имело огромное значение, но в первую очередь от разочарования.
А мы разве не проходим через разочарования? Разве у нас не возникают мысли: «Господи, где же Ты? Почему Ты не защищаешь меня? Почему не накажешь наших противников? Почему не являешь явно силу Свою?»
От Церкви часто ждут того же, чего ждали древние иудеи от Спасителя. И она не должна удручаться, что в какой-то момент уменьшается её «популярность» среди тех, кто связывает с Церковью достижение человеческих побед и результатов, и ей перестают рукоплескать и даже отворачиваются от неё, не видя в ней никакой земной пользы.
Вход Господень в Иерусалим помогает нам понять это. «Мир Божий превышает всякое человеческое разумение», – пишет апостол Павел в своём послании к филиппийцам (Флп. 4, 4-9). Сколько великого смысла в этих словах! Именно они и читаются на литургии в день празднования Входа Господня в Иерусалим. Аминь.
С любовью о Господе,
протоиерей Николай Струков
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №4 (208)