ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ

="Версия
Главная > СЛОВО ПАСТЫРЯ >

Чтобы дух побеждал.

 

7 июля – Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Дорогие братья и сестры!

В этот праздничный день на богослужении при чтении Апостола мы слышим слова: «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13: 14). 

Иоанн КрестительПочему именно эти слова апостола Павла предлагаются нашему вниманию в день памяти Иоанна Крестителя?

Известно, что с отрочества или ранней юности будущий Пророк удалился в пустыню и жил только тем, что давало это дикое место: питался акридами, то есть саранчой, и диким мёдом. Но ведь не каждый день прилетала сюда саранча, не каждый день можно было найти дикий мёд. В пустыне было холодно зимой и чрезвычайно  жарко летом. Питаясь таким образом, Иоанн, видимо, был постоянно голоден. А теперь давайте соотнесём это с нашими потребностями и образом жизни: в нашем понимании Иоанн Креститель жил на грани жизни и смерти…

Так что же такое «похоть» и «попечение о плоти», о которых упоминается в обсуждаемом нами апостольском чтении?

Попечение о плоти есть поддержание жизнеспособности человеческого организма. Иоанну Предтече хватало акрид и дикого мёда, которые он вкушал даже не каждый день. Для многих из нас этого было бы недостаточно, впрочем, сегодня никто и не требует, чтобы люди жили в пустыне и питались время от времени тем, что она подаёт. Дело вовсе не в этом! В данных словах заложена огромной силы мысль – мировоззренческая установка. Попечение о плоти, то есть забота о поддержании человеческой жизнедеятельности, не должно превращаться в похоть.

Но что есть похоть? Это нарушение внутренних рациональных балансов, когда человек теряет разум, когда голос плоти, то есть требование инстинкта, становится главной указующей силой. Когда не работают ни разум, ни нравственное чувство, когда человек делает только то, что ему диктует инстинкт. Эта победа инстинкта над разумом, над духом и называется похотью плоти. Поддерживая физическое состояние организма, питая и грея его, обустраивая свою жизнь так, чтобы не повредить здоровью, человек никогда не должен менять местами ценности и на первое место ставить угождение плоти, потому что тогда это станет похотью. 

Не случайно именно это мы слышим в день памяти Иоанна Крестителя, кото рый явил нам удивительную победу человеческого духа над всякой похотью. Это была ангелоподобная жизнь! Спаситель говорит об этом как о дивном примере святости: из рождённых женами не восставал больший Иоанна Крестителя. Недаром на древних иконах Пророк Иоанн изображается с ангельскими крыльями. С чем-то подобным мы встречаемся в житии Марии Египетской, жившей в той же Иудейской пустыне так, что тело её перестало подчиняться физическим законам, и она могла перейти Иордан как по суше. 

Господь не призывает нас идти в пустыню и ничего не требует от нас сверх того, что мы можем сделать .  Более того, Он и Сам не жил в пустыне. Иронизируя над нападками фарисеев, Спаситель говорил им, что был Пророк Иоанн, который не ел и не пил, жил в пустыне, и его убили; Христос же ест и пьёт с мытарями и грешниками, но и Его осуждают.  Господь не предлагает нам аскетический образ Пророка в качестве идеала, но расставляет жизненные акценты, ориентиры: как нужно жить, чтобы это была подлинная человеческая жизнь, чтобы человек не превращался в животное, чтобы инстинкты не разрушали силу разума и нравственного чувства.

Да, мы можем идти другим путём, ибо свободны. Но каждый должен помнить: от того, какой он изберёт путь, будет зависеть и счастье в этой жизни, и обретение Божьего Царства в вечности. 

С любовью о Господе,
протоиерей Николай Струков