ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ

="Версия
Главная > НОВОСТИ >

Гении авиации.

 

24 марта исполнилось 70 лет со дня основания ОКБ-23 имени В. М. Мясищева (1951 г.). Сейчас это знаменитое опытное конструкторское бюро носит название Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) имени В.М. Мясищева. Приходской совет Пантелеимоновского храма сердечно поздравляет руководство и трудовой коллектив предприятия.

Экспериментальный машиностроительный завод (ЭМЗ) имени В.М. Мясищева

Всё началось 24 марта 1951 г., когда Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было создано Союзное опытно-конструкторское бюро-23 во главе с главным конструктором Владимиром Михайловичем Мясищевым.

Перед конструкторским бюро была поставлена задача создать первый стратегический бомбардировщик с турбореактивными двигателями, способный в случае необходимости донести до территории вероятного противника атомную бомбу. «Холодная война» двух бывших союзников антигитлеровской коалиции была в разгаре, и США уже продемонстрировала в конце второй мировой войны мощь атомных ударов.

В отношении бомбардировщика между двумя ведущими конструкторами А.Н. Туполевым и В.М. Мясищевым разгорелся спор: первый считал, что большие дальности подвластны лишь самолёту с турбовинтовым двигателем, второй утверждал, что эту задачу может решить реактивный самолёт.

Сталин своеобразно решил спор конструкторов, предоставив Мясищеву условия «не хуже, чем у вас, Андрей Николаевич». Оба главных конструктора включились в технический марафон. Сроки установили очень короткие.

Всего через 22 месяца после выхода Постановления мясищевский стратегический бомбардировщик М-4 с фантастическим взлётным весом порядка 200 т совершает первый полёт. Повторить подобный срок создания самолёта даже с меньшим весом никто в мире так и не сумел. А ведь Мясищеву всё пришлось начинать с нуля, имелись только разработанные со студентами МАИ предложения по самолёту.

Экспериментальный машиностроительный завод (ЭМЗ) имени В.М. МясищеваЗатем ОКБ-23 с интервалом в три года выпускает ещё два изобретения: стратегический реактивный бомбардировщик 3М и сверхзвуковой стратегический реактивный бомбардировщик М-50. Эти три самолёта, во многом опередившие конструкторскую мысль, были настоящим триумфом советского самолётостроения.

«Стратег» М-4 впервые был продемонстрирован на первомайском параде в 1954 г. Громадный стремительный самолёт прошёл над Красной площадью в сопровождении четырёх истребителей. Военные иностранные атташе были поражены. Но американская пресса гордо заявила, что это единственный самолёт и сделан «на коленках».

Через год над Кремлём пролетело 18 мясищевских «стратегов», грозно продемонстрировав выпуклость под фюзеляжем. Наступило отрезвление, в США появилась книга с уничижительным названием «США – второразрядная держава».

Из мясищевских бомбардировщиков М-4 и 3М и туполевских Ту-95 в 1957-59 гг. впервые были сформированы четыре дивизии стратегического назначения, дислоцированные в городах Энгельсе, Узине, Серышево и Семипалатинске для обеспечения обороны страны со всех направлений. В те же годы мясищевские тяжёлые самолёты устанавливают 18 мировых рекордов, почти половина из них не перекрыта до сих пор.

Просуществовали самолёты ОКБ-23 недолго: в 1979 г. по настоянию США они были включены в договор об ограничении стратегического вооружения как представляющие наибольшую угрозу и разрезаны на авиабазе Энгельс.

Отдельное место в работах самолётостроительного ОКБ в те годы занимают космические разработки – создание ракетной крылатой системы с боевым зарядом. Работа получила наименование «Буран», ставшее позже знаменитым.

Шли годы, и в небо взлетали новые самолёты-высотники, самолёты-разведчики, перехватчики, самолёты-лаборатории. Всех их не перечислить. Только самолёты М-17 и М-55 установили 41-й мировой рекорд! Коллектив по-прежнему высоко держит уровень конструкторских работ, заданный Генеральным конструктором В. М. Мясищевым.

Станислав Смирнов