Вступая в дни поста

3-я подготовительная седмица (неделя) к Великому посту – сырная (мясопустная), когда мясную пищу вкушать уже нельзя, а молочные продукты и рыбу можно употреблять в любой день (поэтому седмица и называется сплошной).

В настоящее время последняя неделя перед вступлением в Великий пост называется либо масленицей, либо сырной седмицей. Но сначала эти понятия взаимоисключали друг друга.

Переход от зимнего времени к весне у многих славянских народов обычно сопровождался различными религиозными праздниками и обрядами. До принятия христианства на Руси такой переход был посвящён богу Велесу (покровителю леса, затем скота, плодородия, благоденствия) и назывался Комоедица, или Масленица. Празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое являлось началом нового года. Существовали и особые обряды начала нового годового цикла (например, сожжение мусора и чучела Масленицы как символ уничтожения всего старого, обветшавшего, дряхлого и освобождения места для нового, молодого, лучшего).

Масленичные гулянья включали в себя такие развлечения, как катание с гор, катание на санях, различные обряды чествования молодожёнов, шествия ряженых, разжигание костров и т. д.

Православная Церковь не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции, но чаще замещала языческие праздники христианскими и старалась воцерковлять народные обычаи, придавая им иной смысл. Масленицу Церковь приурочила к сырной седмице, убрав из неё языческое мистическое содержание.

Как же следует проводить эти дни? 

Полезно чаще вспоминать совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь», – поскольку сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде; её смыслу противно обжорство и пьянство. В это время уже не совершается Таинство венчания, в среду и пятницу не служится литургия, а на часах произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с преклонением колен: «Господи и Владыко живота моего…». Сырная седмица, таким образом, – преддверие Великого поста.

По окончании сырной седмицы вечером воскресного дня во всех храмах совершается Чин прощения, чтобы войти в спасительные дни поста, примирившись со всеми. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом для совместной молитвы. Испросив друг у друга прощения, они расходились в уединённые места обширной пустыни и проводили святую Четыредесятницу в аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до Вербного воскресенья.

Сложившийся на Руси обычай проводить сырную седмицу с блинами вполне соответствует особенностям христианского благочестия. В эти дни обычным было посещать ближних, общаться за трапезой, просить друг у друга прощения. А первый блин обычно доставался нищим, да и к столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, убогие.

Хождение друг к другу «на блины» сближало родственников, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год. В эти дни прекращались взаимные ссоры, и тяжким грехом считалось отказать в примирении своему врагу или не простить долг своему должнику. Совершались также заупокойные службы, и творилась милостыня о усопших.

Вслед за сырной седмицей и Прощёным воскресеньем начинается особый день – первый день Великого поста – «чистый понедельник». «Чистый», потому что было Прощёное воскресенье и мы всех простили, а значит – с чистой совестью и покаянным чувством вступаем в великопостные дни.

Вот как велики по своему духовному смыслу дни сырной седмицы, или масленицы. В определённом смысле это, своего рода, проверка нашего личного православия. Какое оно? Поверхностное, внешнее? Или глубокое, настоящее, внутреннее?

Валерий Шишкин