Воспитание воли

Как воспитать в детях ответственность и самостоятельность? Какие особенности у детских обязанностей? Эти злободневные вопросы были темой встречи, состоявшейся 15 февраля на приходе Пантелеимоновского храма. В беседе с Клубом православных родителей специалисты семейного центра «Рождество» Ирина Львовна Щукина и Галина Юрьевна Степанова делились полезными советами.

Главное в обязанностях.

Что самое главное в разговоре об обязанностях? Обязанности куют характер! Формируют волевую часть характера. А это очень важно! И задача родителей, их, можно сказать, обязанность – заложить характер, воспитать волю ребёнка. А в этом очень помогает приучение ребёнка к домашним делам, которые потом станут обязанностями.

На встрече родители, вспомнив опыт своего детства, вместе с педагогом-психологом Ириной Львовной пришли к выводу: то, к чему они были приучены с детства, и сейчас осталось в привычке, не составляя особого труда. Однако те дела, к которым с детства принуждали, которые были связаны с негативом, и по сей день больше всего «выматывают», являются самыми трудными.

Поэтому детей нужно приучать к работе по дому и домашним обязанностям, но делать это, можно сказать, аккуратно, учитывая возрастные и другие особенности детей.

Итак, по порядку.

До трёх лет.

Ребёнок до 3-х лет – это мамин «хвостик», он везде с мамой. И этим надо пользоваться! Все домашние дела делать вместе с ребёнком – и убираться, и мыть посуду, и готовить. Ребёнок в этом возрасте узнаёт, как устроен мир: мама трудится, тогда и я буду. Ошибочно делать «детоцентричную» семью, где все крутятся вокруг ребёнка, а домашние дела оставляются на время детского сна. Это закладывается в сознании ребёнка как норма жизни, а это же не норма! Напротив, ребёнка очень полезно подключать. Например, принеси морковку – мы вместе готовим суп. Или: я подметаю в этом углу – а ты в том. Или: давай вместе собирать одежду, игрушки, расставлять обувь… Да, может казаться, что без ребёнка всё это сделать легче и быстрее. Но именно с детства очень важно заложить в душу ребёнка навыки труда и правильное отношение к труду. При этом очень важно потом вместе с ребёнком порадоваться: вот, мы убрались в комнате, как же стало красиво и светло! Или: как же хорошо у тебя получается мыть пол!

Почему лучше начинать со столь раннего возраста? Потому что после 3-х лет ребёнок уже «отделяется» от мамы, любит играть один, и его не так просто «дозваться».

Но маленьким детям нужно давать не обязанности (это для них ещё пока тяжело), а поручения: например, принеси то, убери то, поставь это. При этом помнить, что детям интересно разное. Эти поручения нужно менять: сначала ото дня в день, а с возрастом – уже от месяца к месяцу.

От  трёх до шести.

К 3-м годам ребёнок уже должен себя обслуживать: одеваться, убирать за собой, чистить зубы и т.п. Что делать, если ребёнок вдруг не хочет чего-то делать, что уже умеет? Например, одеваться, чтобы идти из садика домой. Во-первых, нельзя перегибать палку и учитывать обстоятельства. Если ребёнок устал к концу дня или плохо себя чувствует – конечно, надо помочь и не доводить до протестного поведения.

А ещё есть такой приём – подключать игру. Например, кто первый оденется (или кто оденется за 20 счётов), тот получит сюрприз. И дать потом изюминку.

Ещё есть приём – в 3-4 года можно подключать персонажей. Например, Зайка говорит: «Ты не хочешь идти на улицу? А я хочу! Там столько всего интересного!..» Или другой персонаж говорит: «Ты не будешь чистить зубы? И я не буду! И никто не будет! Что же тогда будет?!»

От шести и старше.

В 6 лет у ребёнка уже должны быть свои обязанности. Это важный возраст, который нельзя упустить. Потому что школы пока нет, времени больше. Надо, чтобы ребёнок умел отвлекаться от того, что хочется делать, и делал то, что нужно делать. Потом это умение работать обязательно поможет со школьными уроками.

Какие могут быть дела в 6 лет? Сделать салатик, блинчик, пришить пуговицу, постирать игрушки…

В 7 лет ребёнок уже пошёл в школу, но обязанности по дому остаются. Основные – по выходным, но и на будних днях должно что-то остаться. Например, по вторникам и пятницам мыть посуду. При этом важно хвалить. Не стоит бояться перехвалить, потому что хвалят за дело. И это будет хорошим стимулом. Например: «Ты сам сегодня взялся убирать вещи? Как это хорошо! Ты уже поступаешь, как взрослый!»

С более старшими школьниками можно договариваться. Возникает зона ответственности. Обсудить с ребёнком: какие дела делает мама, и что он может из этого взять на себя. Тогда это уже будет выбор ребёнка, это будет совсем другая ответственность.

Можно ли напоминать ребёнку об обязанностях? Да, можно. Но хвалить, когда он сам вспомнил и сам сделал.

Выбор без выбора.

С обязанностями есть замечательный и очень полезный приём: выбор без выбора. Например: «Ты сядешь за уроки сейчас? Или через 10 минут?» Если ребёнок выбирает через 10 минут, то это он сам выбирает, и через это время с него уже есть что спросить. Или: «Ты наденешь колготки красные или синие?» Так у ребёнка нет выбора вообще не надеть колготки.

Уборка игрушек.

Отдельный разговор про уборку игрушек. До 6 лет важно, чтобы ребёнок много играл. Нельзя забывать, что для детей игра – это очень значимо. Это не развлечение. Это – деятельность! Как для взрослых работа. 

Но игрушек должно быть столько, сколько по силам убрать. Известный приём – ротация игрушек, когда половина убирается на антресоль, а через месяц игрушки меняются, и ребёнок играет с ними, как с новыми.

Конечно, полезно приучить ребёнка самого убирать за собой игрушки. Но это может быть сначала очень тяжело. Тогда нужно помогать – вместе убирать: не «вместо», а именно «вместе»! Я убираюсь в этом углу, ты в этом. Когда ребёнок совсем маленький – до года – тоже лучше вместе убираться, ребёнок тоже участвует – тем, что смотрит. Подрастёт немножко – и поможет! 

Уборка игрушек очень воспитывает волю – поиграли, а затем переключились и всё убрали.

Можно уборку тоже превращать в игру. Например: «А теперь ты превращаешься в убирательную машину» или «А теперь ты – луноход и собираешь с Луны всякие штуки».

Важные правила.

Нельзя забывать, что замечания, критика не работают никогда (В общем-то, как и для взрослых. Когда ругают, критикуют, руки опускаются, и ничего не хочется делать).

Ещё важно помнить, что ребёнок рутинную работу не может делать долго, а лишь столько минут, сколько лет, плюс ещё не больше, чем 1-2 минуты: 5 лет – 5…7 минут, 7 лет – 7…9 минут. А потом должно быть поощрение или игра. Не стоит требовать больше сил ребёнка, чтобы не отбить у него желание.

Очень надеемся, что нашим читателям помогут советы опытных психологов, и вы найдёте возможность и умение применить их в своей жизни. 

Дорогие родители! Вы можете присылать свои вопросы и темы, которые вам хотелось бы обсудить со священником, психологом, врачом. Ждём ваших предложений и идей!

Телефоны для связи: 

8-916-862-92-72 (Илария), 8-910-440-99-14 (Елена).

E-mail: Gil78@mail.ruelenadobr_10@bk.ru

Подготовили Елена Добронравова и Таисия Подмарёва

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №3 (194)