ТОЛКОВАНИЕ НА ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ. Неделя 6-я по Пасхе, о слепом.

И, проходя, увидел человека слепою от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви, кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

Апостолы, как и большинство евреев, думали, что все большие несчастия случаются с людьми не иначе, как в наказание за особенные грехи, и не только за их собственные, но и за грехи родителей, дедов и прадедов. Христос говорит, что в данном случае никто не виноват, что человек этот родился слепым, но вследствие рождения его слепым на нем явятся дела Божий.

Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения, и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам,- что значит: посланный. Он пошел, и умылся, и пришел зрячим.

Много исцелений совершил Иисус Христос одним словом Своим, а тут прибег к особым действиям, но не потому, что в них заключалась целебная сила, а для возбуждения веры в исцеляемом; тот был слеп, не мог видеть Иисуса, и потому необходимо было каким-либо действием дать ему понять, что над ним сейчас будет совершено чудо. С этою же целью Христос посылает слепого и к Силоамскому источнику. Омывшись в водах Силоама, слепорожденный прозрел. Соседи и знавшие его прежде как слепого недоумевали, когда увидели его зрячим. Недоумение разъяснил сам исцеленный, сказав, что исцелил его Иисус.

Фарисеи, сии духовные слепцы, не хотели верить в Христа даже и после такого чуда: этот человек не от Бога, говорили они, ибо Он субботы не хранит. Прозревший же телесно прозрел и духом. Он исповедал пред фарисеями, что Иисус Христос от Бога. …Мы знаем,- говорит он,- что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

Рассуждая о благочестивой ревности слепого, защищающего истину пред фарисеями, святой Златоуст возбуждает к подобной ревности и нас: “Если нищий, слепой, не видев Христа, еще прежде Его наставления такое показал дерзновение, что пред лицом всего народа, дышащего убийством и бешенством, неистовствующего и желающего, чтоб сам бывший слепец обвинил Христа, не согласился на то, не замолчал, но со всяким дерзновением заградил им уста и лучше захотел быть изгнанником, чем изменить истине, то не тем ли паче мы, жившие столько времени в вере, верою видевшие тысячи чудес, получившие больше, нежели он, благодеяний… не тем ли паче должны оказывать ревности о Христе против тех, которые дерзают обвинять и опровергать христианство”.

А ныне, друзья мои, кто наиболее ревностно, горячо и искренно защищает Христа и Церковь Его, как не те простые люди, которые зовутся народом православным? Нет в мире более верующего и стойкого в своей вере как русский народ, он пронес хоругвь Православия через все церковные лихолетья. Да укрепит его Господь и впредь в Божьей правде стоять!