Сладкие и горькие плоды

В теории нам всем хорошо известно, что покаяние должно менять нас в лучшую сторону. Но всегда ли доступны эти достойные плоды покаяния –лёгкость и радость на душе, благодарность Богу, желание бороться с грехом, любовь к людям? Не бывает ли так, что отошедший от исповеди человек «ничего не почувствовал», оставшись в унылом и замкнутом состоянии? Может, и не было тогда покаяния?! А что же было? 

А было, возможно,ложное чувство вины – чувство опасное, так как оно становится тормозом на пути духовной жизни.

Признаки ложного чувства вины весьма конкретны. 

1. Почти постоянное чувство уныния.

Лёгкую степень уныния мы редко замечаем в себе. Признаки его – лень к делам спасения. Нам трудно заставить себя читать утреннее и вечернее молитвенное правило, поститься, воздерживаться от наслаждений (выбор их большой:сладости, вино, просмотр фильмов, блуждание в интернете и т.п.).

2. В чувстве вины не видно просвета. Оно неисчерпаемо.

Настоящее покаяние подобно мытью посуды. Чем больше моешь – тем посуда более чистая, сверкающая, красивая. А «делание» чувства вины не приносит ни малейшего улучшения состояния. Даже после исповеди нет облегчения и успокоения.

3. Отсутствие подлинного чувстваБожиего милосердия.

По книгам, по историям других людей, мы, конечно, знаем о милосердии Бога. Но всё это как бы не касается непосредственно нас. В своей печали о грехах человек, страдающий ложным чувством вины, чувствует себя одиноким: Бог как будто не помогает ему.

4. Трудное перенесение критики.

Одновременно с заявлениями о том, что он недостойный, такой человекимеет огромные претензии на внимание и восхищение и обнаруживает весьма явное нежелание соглашаться даже с малейшей критикой.Такой кающийся может возмутиться даже обличениям со стороны духовника, если духовник говорит о грехах, выходящих за рамки списка, представленного кающимся.При этом человек зачастую тщеславится мелкими грехами, упоминаемыми им на исповеди, которыми он показывает духовнику свою особую внимательность к духовной жизни.

5. Гордыня и отсутствие смирения.

Кроме непереносимости критики, у человека, страдающего ложным чувством вины, присутствуют и все прочие признаки гордыни: тщеславие, уныние, ропот и тревога в моменты испытаний, осуждение других людей и др.

6. Неосознанная жажда наказаний.

Человек, сам не сознавая того, ищет наказаний, поскольку наказание частично освобождает его от груза грехов, который он не способен сбросить с себя подлинным покаянием, а также является подтверждением справедливости его чувства вины.

Свойства подлинного покаяния.

В противовес ложному чувству вины вспомним о свойствах и признаках настоящего, подлинного покаяния.

1. Покаяние основано на чувстве собственного бессилия в одиночку победить грехи и страсти.

2. Оно неразрывно связано с чувством Божиего милосердия и Его готовности помочь и простить, как только мы покаялись.

3. Покаяние основано на сознании Божиего всемогущества освобождать нас от власти страстей.

4. Покаяние сопряжено с чувством надежды на спасение. Прекрасно сказал об этом преподобный Иоанн Лествичник: «Падающий сокрушается, и хотя бездерзновенен, однако с похвальным бесстыдством предстоит на молитве, как разбитый, на жезл надежды опираясь и отгоняя им пса отчаяния».

5. Покаяние приносит чувство облегчения, мир души и содействует победе над теми грехами, которые мы исповедуем.

В чем же кроются причины ложного чувства вины?

В основе ложного чувства вины лежит эгоцентризм. То есть человек подсознательно видит себя, а не Бога, центром мироздания и причиной всего с ним происходящего. Отсюда естественным образом вытекают две проблемы:

– невозможно каяться, ведь каяться можно перед кем-то высшим, а выше меня никого нет;

– никто не поможет, потому что я главнее всех и только сам себе могу помочь.

Такой человек находится в безвыходной ситуации. Он видит часть своих пороков и неудач, но поделать с этим ничего не может, так как в глубине души не признаёт ни своего бессилия, ни силы и милосердия Бога.

Психология связываетэгоцентризм с инфантилизмом. Вот как говорит об этом священник и психолог Андрей Лоргус: «Ребёнок по природе своей чувствует себя центром мироздания, центром всего. Такое эгоцентрическое (не путать с эгоистическим) осознание себя для ребёнка естественно. Ондо пяти лет убеждён, что все видят мир так же, как и он. Представить себе, что другой человек видит иное, мысленно встать на позицию другого человека ребёнок не умеет. Только после пяти лет у него формируется реалистическое мышление и сознание, и он от эгоцентризма переходит к реализму. Беда заключается в том, что мы одной частью своей личности взрослеем, а другая у нас может оставаться инфантильной. Как правило, инфантильные, детские структуры личности сохраняются в эмоциональной сфере и сфере отношений».

Причина формирования инфантильности уходит корнями в детство, она та же, что и причина, осуждения, неприятия себя – недостаток принимающей любви родителей. Люди, с которыми жил ребёнок, по всей видимости, увлекались его обвинениями. Так маленького человека приучают к тому, что он виновен во всём том, с чем он на самом деле не имеет объективной возможности справиться самостоятельно. Этим же самым в нём воспитывают гордыню, потому что как бы говорят ему: «Ты можешь всё, ты всемогущ».

И с этим воспитанным старшими чувством всемогущества и вины за всё человек выходит во взрослую жизнь. Последствия его проблемы проявляются не только в отношениях с Богом. Преувеличивая собственную значимость, он склонен видеть несуществующую взаимосвязь между своим поведением и поведением других людей. «Ты чего такой молчаливый? Что я опять не так сделала?» – спрашивает жена у мужа, у которого проблемы на работе. Такой человек живёт в постоянном страхе неодобрения и обвинений со стороны окружающих людей и поэтому живёт несвободно, часто не делая того, что ему хочется делать, только из-за страха перед мнением людей, а значит – живёт, всё время ища тщетной славы и признания. Посему плоды покаяния у такого человека оказываются горькими.

Но не стоит отчаиваться тем, кто в этом образе, может, узнаёт себя. Выход есть. Это внимательное, трезвенное и  взрослое отношение к себе. Главной целью духовного самовоспитания должна стать борьба с гордыней и тщеславием, а также выработка спокойного (с пониманием) отношения родительской критики. Своими силами этого никак не достичь, но с горячим упованием на помощь Божию возможно…

Подготовила Юлия Крылова

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №12 (203)