ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ

="Версия
Главная > ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ > О духовной жизни > О добродетелях >

Протест или принятие? По материалам размышлений греческого архимандрита Харалампоса Пападопулоса.

 

По материалам размышлений греческого архимандрита Харалампоса Пападопулоса.

Протест или принятиеКак что-то изменить в своей жизни? Редко кто из нас не задаёт себе подобного вопроса. Бывает, что недовольство происходящим доходит у нас до внутреннего протеста. Некоторые проводят в этом состоянии всю жизнь. Но только почему-то никаких изменений не происходит. Почему?

Открытость переменам.
Чтобы совершить какую-нибудь перемену, нужно стать открытым для неё. Часто изменения не приходят в нашу жизнь потому, что мы их бессознательно блокируем. Как это выглядит?

На поверхности своей души мы говорим: «Господи, я люблю Тебя!» А на деле? Нет. У нашей души есть слои. Нам известны верхние слои, и ими мы говорим: «Господи! Я хочу освободиться от этой страсти!» Однако снизу наше «я» возражает: «Не трогай её, пусть будет, ничего страшного, мне с ней очень даже хорошо живётся. Мне это всё-таки нравится».
 
Вот и получается, что мы не можем избавиться от какой-либо страсти, дурной привычки, потому что не умеем, не очень-то и хотим жить по-другому. Старец Емилиан Симонопетрский отмечает, что гневливый человек не хочет освободиться от своего гнева, потому что ему кажется, что он не сможет жить без него. В глубине его души живёт ощущение, что если у него не станет гнева, им все начнут пользоваться. Если не прикрикнет на жену, она его за пояс заткнёт. Если не продемонстрирует власти над подчинёнными, они сядут ему на шею. Перечень подобных примеров можно продолжать бесконечно.

Поэтому очень важно открыться для перемен, ибо они не наступают из-за того, что мы их сами бессознательно блокируем. «В нас есть мрак, – говорит святой Порфирий Кавсокаливит, – но только не оставайся во мраке, не заглядывай во мрак, не копайся в нём. Откройся, чтобы в тебя вошёл свет, чтобы пришёл Христос».

Повторение нравов и привычек.
Следует также обратить внимание на то, что мы часто повторяем нрав и поведение своих родителей и реагируем на какие-либо проблемы, болезни именно так, как они. Причём, будучи маленькими, мы говорим: «Вот вырасту, ни за что не буду делать, как папа или мама, которая была такой малодушной, неуверенной и всё чего-то боялась», – а делаем точно так же, если не ещё хуже. Потому что с детства мы усвоили этот механизм, эти реакции, как запись на кассете. И вот эти кассеты крутятся и крутятся. А нужно их  переписать заново во Христе, чтобы автоматически не повторять чьих-то нравов. Для этого очень важно быть внимательным к себе и самокритичным. А ещё очень важно принять ошибки родителей, простить их от всего сердца, признать, что ты не лучше, и начать долгий путь исправления.

Преображение через раны.
Ещё один момент, о котором особенно полезно вспоминать в трудные минуты: наши раны и травмы, как ни парадоксально это звучит, – наша сила. Ибо благодаря им мы научаемся, созреваем, развиваемся, становимся мудрыми и освящаемся.
 
Действительно, за творчеством любого художника стоит какая-то рана. И ни один человек не посвятил себя молитве иначе как для того, чтобы вырваться из своего ада. В чём секрет святых? В том, что они взяли свой мрак, свои раны, начиная с самого детства, и наполнили их светом. Это и есть преображение. Нужно не скорбеть о боли, а принимать её.

 Готовность ко всему.
Зачастую нас повергают в расстройство какие-то неожиданные обстоятельства, к которым мы были совсем не готовы. Но в нашей жизни всегда будет происходить что-нибудь неожиданное. Уходишь, например, в монастырь, чтобы проводить духовную жизнь, а находишь там плохих людей. Ты этого не ожидал. Или идёшь в церковь и видишь там трудных людей. Ты тоже этого не ожидал. Ты думал, что все эти пространства окажутся совершенными. А вышло что-то неожиданное. И так не можешь порадоваться ничему ни днём, ни ночью. И это тоже неожиданно.
 
Что получается? Мы хотим контролировать события, хотим, чтобы они были такими, какими мы их себе представляем, потому что считаем, что мы знаем, как будет правильно и полезно, и думаем: «Чтобы я был счастливым, всё должно быть вот так». А оно выходит не так – и мы расстраиваемся. Потому что у нас нет доверия к Промыслу Божию, мы не думаем о том, что Бог знает что-то такое, чего не знаем мы.
 
Вам не раз приходится видеть, что какая-нибудь мелочь становится очень важной, и вот вы уже не решаетесь сесть в такси, на корабль или в самолёт, не идёте на какую-то встречу – или же идёте, и – меняется вся ваша жизнь. Вы пошли туда, познакомились с человеком, и он предложил вам работу. Или же не пошли и – избежали какой-то опасности… Ничего случайного не бывает!
 
То, о чём Церковь говорила веками, сегодня подтверждает современная квантовая физика, которая учит, что мы имеем дело с целой вселенной вероятностей. Я спускаюсь по лестнице, и у меня есть масса возможностей: упасть, поскользнуться, покатиться кубарем, споткнуться, нормально сойти. Но, как отмечал святой Иоанн Дамаскин, Бог всегда выбирает наилучшую для нас вероятность. Просто мы не можем сразу понять этого, но, когда пройдут года, мы, возможно, сможем сложить пазлы и понять, почему тогда что-то случилось в нашей жизни.
 
Человек, любящий Бога, всего ожидает и говорит: «Да будет воля Божия!» Начнётся ли дождь, буря, град, гром? – «Будет благословенно имя Господне!» Однако наше плотское мышление постоянно сопротивляется этому.

Чтобы каждый раз не смущаться и не расстраиваться, чтобы не волноваться и не создавать себе проблем, нужно быть готовым ко всему, чтобы быть в силах претерпеть всё, что придёт. И говорить: «Добро пожаловать, болезнь! Добро пожаловать, неудача! Добро пожаловать, страдание!»

Да, трудно, но надо это сделать, чтобы увидеть, что скрывается за болезнью и искушением. А если я не могу пока увидеть – тогда нужно просто проявить терпение, полагаясь на Бога, Который нас любит и всё даёт для нашего блага. Так рождаются кротость и смирение, без которых не может быть никакой духовной жизни».

ЧТО ЗАМЕНЯЕТ СИЛЫ?
Профессора Сергея Ярова, писавшего о блокаде Ленинграда и изучавшего документальные свидетельства, поразила одна история.
 
Детей отправляли в эвакуацию по Ладоге, по «Дороге жизни». Мест было очень мало. Дорога оказалась страшной и трудной. Дети же были смертельно истощены. Очень многие уже погибали. Надо было выбрать тех, кто сможет доехать. Выдержать дорогу. Спастись. Страшный, трагический выбор… Как быть?!

И врачи придумали следующее. Они говорили деткам: «Видишь, пол грязный! Ты возьми веничек и подмети. Покажи, как ты умеешь!» И те дети, у которых оставались хоть какие-то силы, брали веничек и начинали мести…

Так они выбирали тех, у кого были хоть какие-то шансы выжить в дороге. Кто может перенести дорогу и спастись. Да, может быть, у них и не было сил, когда они с трудом брали веник и подметали. Но у них оставалась воля – а это заменяет силы!

Это страшная история – но в блокадном Ленинграде других не было. И жизнь – это тоже комиссия. Комиссия говорит: «Возьми веничек. Подмети комнату!» И пока мы можем подмести, пока можем себя заставить – мы будем жить. Нас возьмут в трудный, опасный, но спасительный путь.

Подготовила Таисия Подмарёва